На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В истории каждой петербуржской семьи 8 сентября на календаре — особая дата. Ровно 82 года назад началась блокада Ленинграда. О трагедии и героизме жителей нашего города написаны книги, научные труды, снято немало фильмов, а многое просто рассказано воспоминаниями. Память о беспримерном подвиге передается из поколения в поколение.

Николай Растворцев, ведущий: Помимо истории есть еще одни черно-белые свидетели тех лет. Это фотографии. Одни из них известны широко, другие хранятся в частных коллекциях. По редким кадрам можно постараться восполнить картину блокадного подвига, что и делает автор проекта «Блокада. Всегда со мной».

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Фотографии в буквальном смысле — миг, запечатленный фотографом, застывшее мгновение. В этот раз вы прислали нам подборку новых фотографий, собранных вами. На первый взгляд в них может быть нет какой-то остроты кадра, развивающегося здесь и сейчас, трагического и героического момента, но при этом запечатлены очень важные моменты. Почему вы выбрали именно их?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Еще в начале войны у ленинградцев были изъяты личные фотоаппараты. Снимки могли делать только фотокорреспонденты со специальным разрешением. Эти фотографии можно увидеть в архиве Санкт-Петербурга. А фотографии с экрана до этого не были представлены на широкой публике, потому что они находились в личной коллекции.

Николай Растворцев, ведущий: Удалось ли выяснить кто делал эти кадры? С какой целью?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Да, эта коллекция принадлежала советскому архитектору и реставратору Сергею Николаевичу Давыдову. С 1944 года Сергей Николаевич был старшим архитектором Ленгорисполкома.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Вы исследуете не только изображения, но и какие-то пометки. Что нам дают эти данные?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Особое внимание я уделяю сноскам на полях, по которым можно получить еще больше информации. Я всегда жадно всматриваюсь в лица, какие-то детали на фотографиях. Задача коллекционера и исследователя не только собирать фотографии, но и показывать их дальше. Чтобы люди могли найти кого-то из родных. Блокадный поиск не прекращается никогда. Я всегда надеюсь на то, что эти фотографии и информация, которой я могу поделиться, поможет в поиске.  

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что благодаря фотографиям и воспоминаниям, вы на пути к разгадке одной из семейных историй. Речь идет о семье Булановых. Как их разделила блокада? Почему они потерялись? Что уже известно и что еще предстоит сделать?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Это один из самых интересных поисков. Александр Буланов в 1942 году был эвакуирован. Ко мне обратилась его дочь. На протяжении всей жизни ее отец искал родственников. Знал, что в семье было 5 детей. Удалось выяснить, что в 1939 году у Александра родилась сестра Буланова Вера Александровна. Я надеюсь, что благодаря эфиру найдутся люди, у которых есть информация об этом человеке, и это поможет родным людям встретиться. Суть истории в том, что поменяли отчество. Это могло произойти во время эвакуации. Именно из-за этой ошибки семья разделилась. Всю жизнь брат и сестра не знали о том, что могут быть вместе.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли надежда, что вы распутаете этот клубок до конца? Обращались ли вы куда-нибудь за помощью?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Надежду я не теряю никогда. К сожалению, нет такой формы запроса, в которой я могла бы указать блокадный поиск, и это очень усложняет задачу. Часто я получаю ответ, что данная информация конфиденциальная.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Куда пойти в первую очередь, если хочется найти информацию о своей семье?

Виктория Баженова, автор проекта «Блокада. Всегда со мной»: Конечно, в архив Санкт-Петербурга. В семье Булановых это невозможно, потому что свидетельство о рождении было восстановлено, и там другое отчество.