Рыцари в доспехах, скрестившие копья в самом центре Николаевского зала, как один из главных символов 11 века сразу погружают в эпоху Средневековья. Масштабная выставка Эрмитажа – это взгляд на то время, когда Российский Императорский двор начала 19 столетия был увлечён западноевропейским романтизмом. Именно этот интерес Павла Первого и Николая Первого стал поводом к появлению в Российской империи рыцарской морали и этикета. А позже положил начало феноменальному собранию доспехов, оружия и предметов искусства.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

Эта выставка  о двух «средневековьях». О том, историческом, которое Петрарка называл «тёмным», но оно никаким «тёмным» не было, это мы знаем сейчас. Выставка об этом. И одновременно эта выставка про образ Средневековья, который существовал в России, который был важной моделью жизни Российской императорской семьи.

Начало императорскому собранию положено Николаем Первым, страстно увлекавшимся оружием. Трофеи, подарки глав государств и оружейных мастеров, особые экземпляры, приобретённые на аукционах. К середине 19 века его коллекция насчитывала около 5 тысяч предметов и считалась одной из лучших в Европе.

ЮРИЙ ЕФИМОВ, куратор выставки, заведующий сектором оружия Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа:

Будучи ещё мальчиком практически, он посетил Европу во время наполеоновских войн. Посещая замки, дворцы, где доспехи стояли в качестве декоративного убранства, они уже вышил из употребления. Конечно, как любому мальчишке, ему понравилось. Большое значение эта коллекция имеет.  Во-первых, поскольку она самая большая коллекция, доспехов, во всяком случае. Она мемориальная, потому что связана с именем Николая Первого. Это Императорская коллекция. Поэтому, конечно, для Эрмитажа она бесценна.

Очарование средневековым искусством не обошло стороной и коллекционеров. Одних привлекали образы и ритуалы рыцарской культуры, других манила история. Среди русских собирателей равных не было Александру Базилевскому. В его коллекции – редкие памятники христианского искусства, которые датируются, начиная V и заканчивая XV веками. Среди них и такие шедевры, как Фрайдбургский крест и монстранц Ганса Рисенберга.

ЕКАТЕРИНА НЕКРАСОВА-ЩЕДРИНСКАЯ, куратор выставки, заведующая сектором драгоценных металлов и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа:

Средневековые мастера, они не подписывали свои работы. Особенно, когда эти работы делались для церкви, для церковной утвари. Просто неприлично было их подписывать. А это памятник уже позднего Средневековья, когда уже знаменитые ювелиры себе такое позволяли. И это редкий случай не только потому, что памятник подписан, а потому, что мы знаем его практически всю историю. Нам просто повезло, и в архивах Таллина, Ревеля, для которого он был создан, сохранилась история его создания.

Собрание Базилевского в конце 19 века выкупил Александр 3, тем самым пополнив средневековую коллекцию Российской империи. Масштабный проект Эрмитажа объединил в одном пространстве более 380 экспонатов: редкие книги и рукописи, доспехи, оружие, мебель, фарфор, живопись. Всё, что сегодня позволяет соприкоснуться с прошлым, наполненным романтизмом, и прочувствовать ту любовь к эпохе, которая в начале 19 века охватила Россию и Европу.