Ну а теперь, в очередной раз давайте замахнемся на Вильяма, нашего, Шекспира. И сделаем это в любимом мной жанре статистики. Она знает всё, и в том числе, взгляните — такая изящная презентация, от чего и в каких пропорциях гибли его многочисленные герои. В основном — заколоты. Второе место — обезглавлены и, наконец, отравлены. Еще бы — «Подкрался дядя твой, со склянкой сока злой белены и яд мне в ухо» или что там… «тебя я в губы поцелую, яд на них», вы всё знаете. Есть экзотика — кто умер от стыда, от грусти, от недосыпа, кого запекли в пирог, кого преследовал медведь…
Известный английский юморист Пэлем Вудхауз говорил, что его любимая цитата из Шекспира: «Уходит в левую кулису, уводя с собою медведя!» Это из «Зимней сказки» и на такое хочется взглянуть! На недавно завершившийся фестиваль ТЮЗа имени Брянцева привозили «Макбет», вернее «Макбет Э Зар» — спектакль иранской театральной группы Титовак из Тегерана. Постановщики перенесли эту самую что ни на есть кровавую, посвященную собственно ментальности убийства историю, в декорации своей древней истории. Проблема власти в древнем Иране — это множество любопытных аспектов, например, считалось, что настоящий царь должен обладать харизмой небесного происхождения, «фарр или фарн», имевшей материальное воплощение — золото. В идеале царь должен был пользоваться только золотыми вещами, любыми, включая оружие.