Тем временем в Эрмитаже продолжается выставка «Памяти Ильи Кабакова. Печатная графика в собрании Эрмитажа». Все главное сказано в названии: мемориальное событие — воспоминания, догоняющие тень ушедшего в прошлом месяце художника, многие годы сотрудничавшего с музеем. Крупнейший представитель московского концептуализма, Илья Кабаков — до последнего времени — возможно, самый известный из неформальных постсоветских художников на Западе, во всяком случае, самый дорогой. Известность же ему принесли работы в собственном авторском жанре тотальной инсталляции. Их сюжет, как правило, критически обыгрывает блеск и нищету мира советского человека.
Вот например, «Красный вагон» — одна из самых больших тотальных инсталляций художника, которую он подарил Эрмитажу. В ней метафорически отражен духовный путь всего советского проекта — от взлета до падения. Вы видите кадры с последней выставки Ильи Кабакова в Эрмитаже, его масштабной ретроспективы «В будущее возьмут не всех». Пять лет назад художник собрал в это высказывание самые важные для себя работы. От легендарной «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», до последних, например, той, что дала название выставке. Сброшенные с поезда современности картины выдавали главный страх художника — останется ли он сам в памяти потомков.