В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Дмитрий Жарков, сотрудник кафедры прикладной экологии СПбГУ и Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Биологи Санкт-Петербургского Государственного университета обнаружили в Балтийском янтаре муравья рода Manica. Ранее насекомое встречалось только в горах Европы, Кавказа, Северной Америки и Японии. В чем редкость и ценность этой находки?

Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ: Уникальность и редкость находки в том, что муравьев всего шесть современных видов, и живут они исключительно в горах. Это такие вытесненные реликты и довольно примитивные с точки зрения своей биологии муравьи. Они имеют небольшие семьи в отличие от рыжих, лесных и прочих известных форм. Вероятно, и тогда, приблизительно 37 миллионов лет назад, они тоже не были такими многочисленными. Поэтому и найден всего один экземпляр.

Николай Растворцев, ведущий: Кто и как его обнаружил?

Дмитрий Жарков, сотрудник кафедры прикладной экологии СПбГУ: Мы обнаружили его в Калининградском музее янтаря при разборке материалов.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Хорошо ли в янтаре сохранился муравей?

Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ: Янтарь считается сокровищницей ископаемых. Потому как они хорошо фиксируются в смоле и прекрасно сохраняются. Но дополнительно с объектами попадают еще и частички окружающей среды. Сам янтарь даже после обработки, полировки имеет оптические преломления, и мы не можем видеть объект в том виде, в котором он существовал. В данном случае мы увидели в янтаре что-то интересное. Изначально сомневались между современным родом Myrmica и Glyceria, и даже была версия, что это странная Myrmica, совсем примитивная. Но потом изучили с компьютерной томографией и получили ответ.

Николай Растворцев, ведущий: Дали ли имя этому муравьишке?

Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ: Да. Этот новый вид мы назвали Manica andrannae в честь наших коллег из Калининградского Музея янтаря Андроника Манукяна и Анны Смирновой. Мы соединили два имени, и получилось такое редкое имя для муравья.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что дают вам 3D технологии при изучении таких персонажей?

Дмитрий Жарков, сотрудник кафедры прикладной экологии СПбГУ: Как раз компьютерную томографию мы и используем для изучения. Она позволяет изучать снимки сверхвысокого разрешения.

Николай Растворцев, ведущий: В самом образце было ли что-то, что вас удивило?

Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ: Когда вымерли динозавры, начался расцвет муравьев. Эта следующая группа, по которой мы можем делать различные предположения, реконструкции о палеоклиматах, о палеосообществах, выяснить, как менялось бы разнообразие.  

Николай Растворцев, ведущий: Если далекий от науки человек обнаружит в янтаре что либо, куда ему звонить и писать? И надо ли это делать?

Дмитрий Дубовиков, доцент кафедры прикладной экологии СПбГУ: Конечно, нужно. Чаще всего в янтаре находят обычные виды насекомых. Но попадаются иногда и уникальные экземпляры. Коллекционеры и любители регулярно присылают нам фотографии. Делятся своим материалом, который становится доступным для ученых.