В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: В январе мы традиционно вспоминаем важные даты из военной истории нашего города. В пятницу наш эфир был посвящен Дню Ленинградской Победы. Одним из символов подвига города-героя Ленинграда был трамвай. Все мы знаем дату — 15 апреля 1942 года, когда пассажирские вагоны вышли на линии. 

Николай Растворцев, ведущий: Но месяцем ранее — 8 марта 1942 года из парков по рельсам побежали грузовые трамваи. Давайте начнем с наших дней. Грузового трамвая в Петербурге нет уже больше четверти века. Как вы считаете, его уход был ли требованием времени или мы незаслуженно его забыли и зря отказались?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: Я думаю, он незаслуженно рано ушел из нашего города. Действительно дело во времени. Но в то же время, может быть, стоит восстановить хотя бы некоторые линии.  

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Если вспоминать историю и 1942 год, когда в рейс вышли первые грузовые вагоны. Какие задачи ставил город перед вагоновожатыми и перед сотрудниками в то время?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: В 1942 году первая задача была чистить город. 8 марта 1942 года весь город вышел на настоящий субботник, и чистили город от снега. Потому что шла подготовка к пуску пассажирского трамвая. Хотя первый путь грузового трамвая произошёл на день ранее — 7 марта. Если бы его не получилось пустить, то 8 марта не состоялось бы этого события, и пассажирский трамвай так рано не пошел бы.  

Николай Растворцев, ведущий: В чем уникальность нашего грузового трамвая?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: У нас был трамвайный парк, он получил имя Красуцкого — героя Советского Союза. Он работал в грузовом парке. История грузового парка началась еще во время первой Мировой войны. В 1916 году были открыты первые ветки. Появление грузового парка в нашем городе неслучайно. Тогда возникла необходимость в транспорте. Развитие было и в 16-е, и в 20-е годы. Поначалу использовались моторные вагоны и грузовые платформы. А в 30-е годы опять оборот увеличился. Именно в блокаду возникла необходимость в перевозке большого количества грузов и товаров. В блокаду именно на грузовом трамвае были перевезены ценности, потому что город у нас — культурная столица.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли сегодня в Петербурге места, которые являются памятными?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: Можно подойти к Московскому парку. Там как раз и сформировался грузовой парк. Был еще парк им. Блохина на Петроградской стороне. Сами вагоны можно посмотреть в музее на Васильевском острове Средний проспект, 77. Там находится несколько восстановленных грузовых вагонов, некоторым из них около 80 лет.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие бы для вас были самые актуальные места для постановки памятника?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: Наверное, это было бы два места. Около Московского проспекта и Васильевский остров. Хорошее место и пространство — Севкабель. Там была как раз проложена ветка.

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что вы проводите экскурсии, которые посвящены в том числе и грузовому трамваю. Какие факты больше всего удивляют людей? О чем чаще спрашивают? Чему не верят?

Юлия Яковлева, историк, гид-экскурсовод: Удивляет, что именно грузовой трамвай так долго существовал. Думают, что возили только кабель. Очень удивляются, что возили ценности. Как раз из Эрмитажа в первое время войны было перевезено очень большое количество ценностей.