В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Баранова, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.
Людмила Ширяева, ведущая: Поговорим про образцовую коллекцию в стиле модерн.
Николай Растворцев, ведущий: Выставка «Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков» из цикла «Поднесение к Рождеству».
Людмила Ширяева, ведущая: Какие новации привносит стиль модерн в искусство керамики?
Ольга Баранова, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Нам удобнее обратиться к мнению современников, которые жили в это время и наблюдали все эти происходившие в искусстве процессы. Они отмечали, что в это время для всех художников есть одно главное направление в творчестве. А именно — поиск вдохновения непосредственно в природе. Это одна из главных черт, которая отличает искусство модерна. Она как раз легла в основу его художественного языка. Керамика и стекло — основные «локомотивы» художественного процесса, поскольку именно в них они находятся на передовой, и редкий художник мог устоять от страсти работать с глиной, создавать в материале новые формы и новые средства художественного выражения. Это можно отметить в изменениях, которые происходили тогда в формах предметов. Мы видим, что они стали более плавными, обтекаемыми, без четких делений на части. Кажется, что они выточены из одного куска глины. Надо отметить те изменения, которые произошли в самих техниках декорирования. Художники все чаще отдают предпочтение беспредметной игре цветовых пятен глазури или цветовых пятен в стекле. Ну и ведущее направление в этот момент — подглазурная роспись, которая позволяла создать очень воздушные лирические пейзажи. Воплотить образы природы таким нежным и размытым, словно теряющимся в дымке сфумато.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что модерн заслужил репутацию ботанического стиля. Почему именно разнообразные кусты, ветки и кустарники оказались так любимы мастерами?
Ольга Баранова, куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Вообще растительные мотивы лежат в основе искусства модерна. Они нашли свое воплощение и в оформлении фасадов зданий, и в насыщении интерьерной среды предметами, в мебели, керамике, стекле. Один из обозревателей всемирной выставки в Париже 1900 года отмечал, что в модерне каждый предмет природы является источником вдохновения для художника. Все может быть воплощено в материале.