КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:
Это здание одно из самых эффектных на Литейном проспекте. Оно привлекает внимание прохожих, но не все догадываются, кто некогда им владел. Особняк Зинаиды Юсуповой возвели в середине 19 столетия. В своё время княгиня оставила роскошный дворец на Мойке сыну, уехала за границу и параллельно с тем строила дом мечты в Петербурге.
Уже с первых секунд пребывания в особняке становится ясно — жила Зинаида Юсупова на широкую ногу. Гости сразу попадают на парадную лестницу — 73 ступени мраморной роскоши. Проектировать особняк княгиня поручила Людвигу Бонштедту, но были предложения и от других архитекторов.
МАРИНА ГРЕДЯКИНА, экскурсовод:
По собственной инициативе Гарольд Боссе направляет Зинаиде Ивановне некий проект, который она даже не собирается рассматривать. А через некоторое время он обращается к княгине с просьбой оплатить его работу, ссылаясь на то, что не столько ему самому, сколько ему пришлось заплатить чертёжникам.
Княгиня обустраивала дом на свой вкус. И даже из-за границы следила за ходом строительства. Тем удивительней, что Юсупова почти не жила здесь. Да и в Петербурге бывала наездами. Устремляемся от парадной лестницы к танцевальному залу, который поражает обилием декора.
МАРИНА ГРЕДЯКИНА, экскурсовод:
Поскольку весь особняк архитектором Бонштедтом создавался в стиле историзм, то и танцевальный зал был оформлен в стиле Людовика 15-го. То есть в стиле рококо. Роскошная лепка с рокайлями в углах и на падугах. Эта лепка, к счастью, сохранилась, сохранилась и окраска зала в три тона. Это продолжение парадных залов. Парадная гостиная, иногда это называли синий кабинет Здесь сохранилась и великолепная лепка, и позолота. И вот обратите внимание на отделку дверей. Двери, безусловно, деревянные. Сама отделка выполнена в соответствии с модой из папье-маше. Ракурсы головок, выражения лиц – совершенно разные.
Роскошный особняк Зинаида Ивановна завещала правнуку. Феликс Юсупов распорядился наследством так: сдал в аренду часть дворцовой площади театральному клубу. Тогда на месте внутреннего двора и зимнего сада появилась большая театральная сцена. И было это не после революции, как считали историки, а — до. В архивах нашли разрешение на строительство 1908 от Городской управы. И личное письменное согласие Феликса Юсупова.
ОКСАНА СЕЛИНА, директор Малого Музыкального театра:
Это сама рука Феликса Феликсовича Юсупова младшего. Им подтверждено, что в 1908 году, что он разрешает ликвидировать здесь зимний сад и сделать здание театра. На нём написано, что он подтверждает свою возможность перестройки, и, главное, чтобы с ним это обязательно всё согласовали.
В Первую Мировую войну в этих залах развернули госпиталь. Во Вторую — особняк каким-то чудом уцелел. О том страшном времени напоминает единственный след на зеркале от осколка снаряда. Особняк Зинаиды Юсуповой не перестраивали и не реставрировали. И таким его видела и сама княгиня.