В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа».
Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня мы будем говорить о направлении в искусстве, которое поразило весь художественный мир в начале 20 века, и прославило русских мастеров. Выставка «Русский авангард. Искусство для нового мира» открыта в Манеже Малого Эрмитажа с 8 декабря. Как появилось такое направление?
Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа»: На самом деле русский авангард — это искусство новое, экспериментальное, ломающее традиции. Два лидера русского авангарда — Кандинский и Малевич. Они были авторами совершенно новых принципов искусства. Кандинский был признан во всем мире первым автором беспредметных картин. Оба они были авторами беспредметного искусства. Кандинский показал в своих картинах пейзажи души. Он считал, что искусство должно служить утончению человеческой души. Мы представляем две картины — это «Композиция № 5», которая в пластике и цвете показывает размышления автора о всемирной катастрофе. Показывая перед этим фигуры народности России, у нас получается такой образ, что художник предчувствовал и Мировую войну, и революцию, и все беды, которые могут случиться. Что касается Малевича, то он тоже создал принципиально новое искусство — супрематизм, значит высшая степень развития искусства. «Черный квадрат» — это символ супрематизма. Когда на фарфоровый завод пришли ученики Малевича — Николай Суетин и Илья Чашник, они делали росписи на фарфоре супрематистских композиций, подписывали свои произведения черным квадратом.
Тимофей Зудин, ведущий: На выставке особое место уделено фарфору. Здесь тоже чувствуется влияние авангарда. Только ли цвет диктовал в авангарде?
Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа»: Не только цвет, но и форма. Казимир Малевич создал экспериментальные супрематистские формы чайника и «получашек». Их мы тоже показываем на выставке. Можно будет увидеть развитие супрематизма фарфора, потому что мы показываем и более поздние вещи в формах. Это форма Николая Суетина — разные супрематистские чернильницы, чернильница 23-го года, «Псковский храм» — чернильница 30-х годов.
Тимофей Зудин, ведущий: Малевич делал эскизы?
Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа»: Да, Малевич представил 3 эскиза росписи, которые явились повторением его ранних картин. Он даже сохранил рамки этих картин. У нас есть две тарелки с росписями картин и один подлинный эскиз.