В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Татьяна Яничева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня 28 ноября. Начинаем неделю с киберпонедельника. Он следует сразу за Черной пятницей и придуман предприимчивыми продавцами специально для офисных работников, которые после черной пятницы возвращаются в офисы и по инерции продолжают делать покупки уже в онлайн формате. Татьяна, а вы как профессионал, попадаетесь в эти маркетинговые ловушки?

Татьяна Яничева — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: В период массовых распродаж я не люблю ходить по магазинам из-за большого скопления людей. Маркетплейсы в моей жизни присутствуют, но не так как у молодых людей. А что касается скидок во время походов по магазинам, в эту ловушку я тоже попадаю. Люди в повседневной жизни не склонны принимать рациональные решения. Они склонны поддаваться эмоциям, ажиотажу, подорожанию в покупках.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: А чем привлекают интернет распродажи? Там нет же эмоциональной составляющей шопинга?

Татьяна Яничева — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Тут свои плюсы, так как выбираешь в комфортных условиях. Но это больше выбор более молодого поколения. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как не поддаться на эти скидки и не потратить все?

Татьяна Яничева — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ:  Первым делом надо осознать ситуацию. Потому как в такие моменты искренне веришь, что экономишь. Нужно вернуть себя в рациональное состояние и написать список необходимых покупок.

Николай Растворцев, ведущий: А можно через недоверие пойти? Думать, что это обман.

Татьяна Яничева — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Да. Можно. Как вариант — убедить себя в уникальности. Все покупают, а ты нет. Но вообще каждому нужно продумывать свою стратегию.  

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какая стратегия может быть у человека, который не может себе позволить дорогие вещи, но покупает?

Татьяна Яничева — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии СПбГУ: Сейчас остро стоит вопрос низкой финансовой грамотности. Люди плохо понимают, что такое кредиты, проценты по ним, ответственность. Но в школах уже начали вводить финансовую грамотность как предмет. И это правильно. Еще вариант не потратить все средства — это установить лимит суммы, которую можешь позволить себе на шопинг в такие дни.