Кто и как будет убирать город этой зимой, рассказывает Антон Цуман.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Теперь переходим к одному из самых заметных событий этой недели. Его заметили все — это выпавший снег. За городом вообще уже белым-бело было до обеда, потом снег растаял, но первый снег мы уже увидели. А он как первое напоминание о том, что зима не близко. Зима уже здесь. Все мы помним прошлую зиму, которая обнаружила огромное количество проблем в плане уборки города в зимний период.
Все эти проблемы были вызваны той залихватской, во многом непродуманной жилищно-коммунальной реформой, которую проводили по всей стране в начале нулевых. Там все было хорошо на бумаге, а в жизни оказалось все гораздо сложнее и драматичнее. И та модель уборки, которая использовалась в небольших городах, категорически не соответствовала тому, что нужно было, например, в Петербурге — в городе с огромным количеством дворов-колодцев, исторических крыш, фасадов, узких тротуаров, по которым техника не может работать. Да еще и сама территория, которую надо было убирать, представляла собой с точки зрения административного подчинения лоскутное одеяло: там одни отвечают, тут — другие. Ничего не разобрать, а снега и льда на крышах, тротуарах и дворах с каждым днём все больше и больше.
Одним словом, как с реформой образования, когда насаждали так называемую болонскую систему, так и с реформой жилищно-коммунального хозяйства всё получилось по нашему старому принципу: хотели как лучше, а получилось как всегда. Но надо двигаться дальше. Прошлая зима нас многому научила. И сейчас проведена большая работа над ошибками: разработана новая модель уборки города, взят опыт московской мэрии. И что же получилось? Как Петербург будет проходить через предстоящую зиму? Об этом в репортаже Антона Цумана».
До нынешнего года схема уборки территорий Санкт-Петербурга выглядела так. Уборку улично-дорожной сети и прилегающих тротуаров осуществляет Комитет по благоустройству. Все, что по кадастру относится к территории многоквартирного дома — зона ответственности управляющей компании. А за уборку территорий внутри кварталов отвечали муниципальные власти, которые в случае нехватки собственных сил нанимали частных подрядчиков — часто те же управляющие компании. И нередко случалось так, что по документам у подрядчика были и техника и десяток дворников, а во время внезапного снегопада выяснялось, что дворников не 10, а два, а техника не уборочная, а строительная. И та в аренде.
Эта схема — прямое следствие федеральных реформ ЖКХ начала нулевых. То, что красиво выглядело на бумаге, спустя 15 лет превратилось в настоящую снежную драму на петербургских улицах. С этого года началась работа над ошибками. И первый шаг этой работы — передать ответственность за уборку внутриквартальных территорий Городским жилищным агентствам, напрямую подчиненным администрациям районов.
Петербург будет опираться на уже имеющийся опыт. Например, в Москве уже 10 лет действует схема, когда уборка всех городских территорий подчинена одному бюджетному учреждению — ГБУ «Жилищник», под контролем городского правительства. Говорить о появлении подобного монополиста в Петербурге в ближайшее время пока рано, но, как уверяют эксперты отрасли, вектор развития очевиден и правилен в нынешней ситуации.
Формально новая схема уборки заработает с 1 января будущего года. До первого июля переходный период — этап тонкой настройки и отладки. Но по факту, согласно народной поговорке, не «сани», а трактора и лопаты заготовили уже летом. Для содержания внутриквартальных территорий городским бюджетом предусмотрено 15 миллиардов рублей на три года. Из этих средств город закупил 1186 единиц уборочной техники — самое большое количество в истории петербургского ЖКХ.
Для замглавы Выборгского района Арины Артемовой этап приемки новой техники — событие, с одной стороны, трудное — для жилищных агентств эта функция, можно сказать, подзабытая ещё с советских времён. С другой — новые, ещё в заводской упаковке десятки тракторов, — радость. Ещё больше радости здесь ожидают, когда эта техника в обильные снегопады выйдет на территорию района.
Но закупить технику ещё полдела. Вопрос в том, кто будет ей управлять, кто будет осуществлять ручную уборку там, где техника бессильна? Именно поэтому городу требуется нанять дополнительно ещё 4,5 тысячи дворников и больше тысячи механизаторов. С таким массовым набором специалистов по уборке Петербург ещё не сталкивался.
По словам Начальника отдела кадров жилищного агентства Фрунзенского района Ольги Павловой за два месяца набора только в жилищное агентство Фрунзенского района обратилось больше ста человек. И это несмотря на то, что формально работу предстоит начать только зимой.
Дворников берут на зарплату от 40 тысяч рублей после вычета налогов. Почти на четверть выше, чем в среднем у управляющих компаний. Зарплаты мастеров-инструкторов выше, но требуют дополнительных навыков. И неслучайно — уборка города это не просто отрасль ЖКХ, а целая наука. И вот тому доказательство.
Аудитория «Учебно-методического центра жилищного комитета». Лекция для тех, кто и будет нести ответственность за уборку территорий районов. Нет, технику уборки снега совковой лопатой здесь не отрабатывают. Здесь учат, скорее, «генералов» борьбы с грязью и снегом. И даже формат выпускной работы особенно это подчёркивает.
Для человека не знакомого с системой ЖКХ это может показаться невыполнимой задачей. Один из авторов методички директор учебного центра Валерий Сапожников объясняет — такая выпускная работа — не метод контроля, а, скорее, творческая задача на размышление. Реальный план уборки реальной городской территории. И, возможно, на основе именно этих выпускных работ и будет разработана методика уборки всего Петербурга.
Понятно, что задача набрать свыше 5 тысяч специалистов на многомиллионный город — задача непростая и привлечением одних только жителей Петербурга и области здесь не обойтись. В советское время работа дворника часто была единственной возможностью закрепиться в городе и получить прописку, поэтому ленинградский дворник зачастую был иногородним. Дворникам выделяли жильё или место в общежитии. Сегодня город использует возможность отчасти вернуться к этой практике.
Киевская улица. До 2016 года здесь было аварийное здание ведомственного общежития, сегодня после капитального ремонта — один из полутора десятков городских доходных домов. Та самая возможность, которая даётся городским работодателям, чтобы поселить своих иногородних работников на правах аренды. Как уверяет приехавшая из Краснодарского края водитель строительной компании, для жизненного старта в новом городе — вполне нормально. Стоимость одного места около 5 тысяч рублей. И в случае массового притока иногородних дворников, как уверяют представители Жилищного комитета, помещений должно хватить всем желающим. Получается, что возврат к централизованной системе управления стал единственным способом справиться с проблемой зимней уборки города. Да, пока это коснулось только внутриквартальных территорий. Результат мы начнём замечать только зимой. Но уже можно констатировать факт — поговорка, которой часто характеризовали городскую сферу ЖКХ, «у семи нянек дитя без глаза» начинает уходить в прошлое. А на смену ей приходит другая — «всё новое — хорошо забытое старое».