В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Дарина Шарова, ведущая: По осени считают не только цыплят, но и раненых пернатых. Петербуржцы только на прошлой неделе за один день спасли двух редких птиц: ястреб-перепелятник и большой черный дятел смогли вернуться в естественную среду обитания.

Михаил Спичка, ведущий: Что делать, если Вы нашли раненую птицу? Как понять, что она раненая, а не подросток-слеток, выпавший из гнезда? Как помочь, а не навредить?

Дарина Шарова, ведущая: Можно ли говорить, что осенью птицы особенно уязвимы или это справедливо для любого времени года?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Любые дикие животные живут в своей среде обитания, и город не является для них естественной средой. Поэтому они становятся более уязвимы, когда попадают на нашу территорию.

Дарина Шарова, ведущая: Относится ли это к городским птицам?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Так называемый, синантропный вид птиц, является исключением. Они привыкли жить с нами и чувствуют себя гораздо лучше, чем в природной среде. Но большинство птиц, которые даже транзитом пролетают через нашу территорию, действительно, могут подвергаться определенной опасности, потому что в городе есть высотные сооружения, прозрачные поверхности, которые создают иллюзию, и птицы ее не замечают. Опасностей для птиц в городе достаточно много.

Михаил Спичка, ведущий: Что делать, если мы нашли раненую птицу? И, главное, что делать не следует?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Птицы могут отрываться от стаи, особенно во время перелета в период осенней или весенней миграции. Они могут останавливаться, набираться сил, особенно слабые особи, которые так или иначе могут отставать от основного количества популяции. Это достаточно естественный процесс. Но прежде всего нужно исключить контакт с диким животным, так как оно может быть раненым, травмированным, и может даже представлять собой опосредованную угрозу как переносчик общих с человеком заболеваний. Также стоит исключить контакт домашних животных с любыми дикими животными и с птицами.

Михаил Спичка, ведущий: Правильно ли я понимаю, что лучше не подходить к ним?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Совершенно верно. Но если есть желание помочь птице, то первое, что можно сделать – это позвонить в мобильную дежурную экологическую службу Комитета природопользования по любому из телефонов: либо короткому – 112, либо дежурному телефону Комитета природопользования — 417-59-36. Специалисты дадут подробную консультацию, помогут определить вид и состояние животного. Или выедут на место и окажут необходимую помощь. Нежелательно самому вмешиваться, потому что существует много случаев, когда не требуется такое вмешательство.

Дарина Шарова, ведущая: Что делать, если птица не ранена, а просто выпала из гнезда?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Очень нежелательно приближаться к слётку, которого еще могут прилетать и подкармливать родители. Он наберется сил, сам станет на крыло и улетит. Не нужно вмешиваться в этот естественный процесс. Любой природный процесс все-таки обходится без человека. Наше вмешательство редко действительно оправдано. Оно, скорее, нужно нам самим, чтобы показать подрастающему поколению необходимость и умение заботится о природе.

Михаил Спичка, ведущий: Про опасность для человека я сказал потому, что сам как-то стал свидетелем того, как взрослого мужчину гоняла по двору моего дома ворона. Она защищала своего птенца скорее всего.

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Речь идет о весенне-летнем периоде, когда подросшие птенцы ворон могут выходить из гнезд, и присутствие рядом с гнездом кого-то постороннего родителями вороненка может восприниматься как агрессия. И, естественно, птица будет защищаться. Это единственный сезон, когда ворона может нападать, но нужно ее понять.

Дарина Шарова, ведущая: Нередко неравнодушные горожане стремятся взять раненую, подбитую или выпавшую из гнезда птицу домой, чтобы ее каким-то образом выходить. Кто-то даже пытается ее одомашнить. Насколько целесообразно так делать?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Нежелательно так делать. Во-первых, в правовом поле это считается определенным правонарушением. Все дикие животные отнесены к государственной собственности.

Дарина Шарова, ведущая: То есть за это могут оштрафовать?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Да, могут. Это изъятие нужно согласовать с Комитетом природопользования. Поэтому мы должны сообщить о своих действиях.  Необходимо понимать, есть ли у данного гражданина соответствующие условия, опыт и знания для того, чтобы эту птицу содержать в соответствии с ее биологическими особенностями.

Дарина Шарова, ведущая: То есть, просто так птичку домой не возьмешь?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Это дикое животное, оно может не выжить, так как не приспособлено к этому. Лишь краткосрочное лечение, когда оно действительно необходимо, уместно. И то в каждой ситуации нужно разбираться.

Дарина Шарова, ведущая: Николай, а нужно ли подкармливать голубей в городской среде?

Николай Ахматович, начальник отдела по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга: Однозначно нет. Они сами способны найти себе пропитание. А излишняя подкормка провоцирует их на дальнейший неконтролируемый рост численности популяции. Они вполне хорошо себя чувствуют.

Михаил Спичка, ведущий: Большое спасибо! Будем следовать Вашим советам.