Уникальный режиссер, автор фильмов «Письма мёртвого человека» и «Соло» отметил 75-летие. Сейчас Константин Лопушанский преподает в петербургском Институте кино и телевидения. Чему он учит своих студентов? И что хочет сказать своими произведениями? Об этом он рассказал в интервью Юрию Зинчуку.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Теперь давайте послушаем интервью с одним очень мудрым человеком. Это Константин Сергеевич Лопушанский. Его часто называют живым классиком. Он проходил стажировку молодым режиссёром у Тарковского. Сценарии для своих фильмов, например, к «Письмам мёртвого человека», писал с братьями Стругацкими. Уникальный режиссёр. Его фильм «Соло» был признан международными экспертами лучшим фильмом про ленинградскую блокаду. «Письма мёртвого человека» — такая первая советская антиутопия в стиле киберпанк — вышла на экраны ровно за один месяц до чернобыльской катастрофы. И вот, в этом году, 12 июня, Константин Сергеевич отметил юбилей — 75 лет. Он сейчас преподаёт в Институте кино и телевидения. Чему он учит своих студентов? Что хочет сказать своими произведениями? И, самое главное, почему некоторые мотивы его творчества обретают пугающую злободневность в наше время? Смотрите интервью с этим уникальным режиссёром».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Семьдесят пять лет — это много или мало, чтобы понять для чего и как жить в этом мире?»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «В силу, наверное, каких-то генетически заложенных в меня основ, меня всегда тянуло к искусству. И с большим трудом, не сразу, я нашел ту линию в искусстве, которая есть моя. Была и консерватория, музыкальное образование, театральная режиссура, только потом кино. Но когда я пришел, не представляю, что могло быть что-то другое. И пока я что-то могу делать, надо это делать. Дальше будет, что будет. Как говорится, делай что должен, и будет что будет. Массу можно привести высказываний, того же Андрея Арсеньевича Тарковского, который во многом был моим учителем, что может быть человеческая цивилизация существует, чтобы создавать произведения искусства. Я это понял очень хорошо на самых первых фильмах. Я знал, что когда писал сценарий, а потом снимал «Соло», этот момент, когда старые умирающие музыканты идут по коридору, и звучит речь Гитлера, они со своими скрипачками идут против. У меня, достаточно зрелого мужчины, слезы выступали на глазах. И я понимаю, что у зрителя будет тоже. И оказалось, да, тоже. Та точка катарсиса, которая рождает чувства».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Там есть такой кадр, когда главный герой, вырвавшись буквально на несколько часов в город, идет в баню. И для него баня — символ, пусть частично, но к той прежней жизни. Он приходит туда, а ему говорят: «А сегодня женский день». Наезд на его лицо, лицо, без слез, но такая бездна чувств, скорби, страданий…»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Его всё-таки эти добрые женщины пускают в уголок. Володя Светозаров нашел настоящую баню на Карповке. Она была не то на ремонте, не то на реставрации, ее потом снесли. Там была настоящая фактура, еще с тех времен. И в звуке наложили панораму бомбежки, летящих стекол. Это всё вместе и сыгранная сцена, он замечательно сыграл на крупном плане».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Вы понимали тогда, что получается шедевр?»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Нет. Это работа, ее надо делать так, как сердце велит. Какие-то смыслы потом открываются. Даже не думаешь, тебя ведет, как музыку. А потом увидел, что он готовит себя к последнему в жизни концерту, уходу из жизни. Он помылся, надел фрак и пошел. Это точка огромного сопереживания».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Я смотрю на этот окружающий мир. Он тяжелый, суровый, где-то страшный. Я начинаю теряться, думать, что всё бесполезно и ненужно. Что мне делать?»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Во всех религиозных учениях мира написано, что мир может двигаться в сторону весьма великих испытаний. У нас это апокалипсис. В других культурах называется иначе, но речь идет об одном и том же. То есть надежда на то, что человечество будет становиться лучше, лучше и лучше, она не совсем верна. Будет колебание. Мне нравится мысль Отца Александра Меня, что нарастать будет как добро, так и зло. Будет поляризация. Сегодня черный день, всё равно будет белый. Как говорится, все войны кончаются миром. И любое испытание кончается другим, просветлением в мозгах и сердцах, в чем угодно. Может, это и есть наша надежда».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Допустим, я хочу начать карьеру режиссера. Какой бы вы совет мне дали?»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Понять, есть ли у вас внутри то, о чем вы хотите сказать человечеству, и ощущаете ли в себе силы, чтобы это сказать, ощущаете ли в себе уверенность пойти на любые свои жертвы, чтобы это высказать. Всего три пункта. Тарковский на лекциях говорил, что произведение должно быть прежде всего — поступок. Это авторский поступок».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Продолжите после меня следующую фразу. «Я Константин Лопушанский каждый день встаю, иду, падаю, сжигаю сердце, нервы, опять иду вперед ради того, чтобы…»»
Константин Лопушанский,народный артист России, кинорежиссер, сценарист, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения: «Создать достойное искусство, слепок своей души, который будет интересен людям. И который что-то даст в плане духа. Вот и всё».