Экскурсию по Кунсткамере для программы «Пульс города» провёл директор музея Юрий Чистов.
Юрий Зинчук, ведущий: «Кунсткамера – старейший музей Санкт-Петербурга закончил долгий процесс переформатирования. Теперь у музея новый, как говорят специалисты, бренд-бук. Закончилась реставрация фасада и некоторых залов. Одним словом, под конец этого года Кунсткамера, спустя почти 300 лет после своего рождения, предстала в обновлённом виде. А начиналось всё с инициативы Петра Первого, который издал приказ "О приносе родившихся уродов, диковинных животных, рыб, а также найденных необыкновенных вещей. Кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно". И только сейчас в 21-м веке начинаешь понимать всю глубину замысла Петра. Это была не просто идея собрать диковинные вещи или патологии. Это была попытка познать этот мир. Как мы сейчас часто познаём этот мир с помощью гаджетов, смартфонов, Гугла или Яндекса. Давайте поговорим об этом с директором этого уникального музея».
Юрий Зинчук: «Юрий Кириллович, здравствуйте. После проведенной реконструкции, переформатирования Кунсткамера стала другой».
Юрий Чистов, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук: « Проект, который мы сейчас завершаем, называется "Кунсткамера Третьего Тысячелетия". За последние два года мы прошли очень большой путь, очень много сделали. Но это часть далеко идущих стратегических планов. Будут разные вещи: и превращение нас в еще более крупный научный центр, и одновременно развивается музей и работа с коллекциями. Это тоже часть пути, очень нужного, полезного для посетителей»
Юрий Зинчук: «Самое главное я понял – это музей третьего тысячелетия».
Юрий Чистов: «Созданный 300 лет назад. Часть работы, которая за последние три года произошла, это ребрендинг. Можно теперь воспользоваться гидом по музею: с планшета или смартфона подключиться бесплатно к wi-fi, установить приложение. Мы сделали его практически первыми в России. Вторая главная особенность системы заключается в том, что это не специально написанный контент для программы. Это централизовано хранится в нашей базе данных. Если мы захотим обновить информацию, через 5 минут оно будет опубликовано, будет доступно для посетителей. Это не окончательная система, она развивающаяся. Появится и аудиогид, фотоархив».
Юрий Зинчук: «Я бы предложил ещё видео, инфографику»
Юрий Чистов: «Я об этом и говорю».
Юрий Зинчук: «Сколько сейчас представлено экспонатов?»
Юрий Чистов: «Порядка 16 тысяч. 0,5% от всего, что мы имеем».
Юрий Зинчук: «Всё, что мы видим на трёх этажах – это 0,5%? Это же ничтожно мало! Кунсткамера – это мировой феномен. Какая у него миссия?»
Юрий Чистов: «У нас несколько миссий параллельных. С одной стороны, мы – музей этнографии народов мира. С другой – мы рассказываем историю науки в России. Пётр I назвал музей "Кунсткамера" потому что это слово было в Европе принято для обозначения "диковинных вещей". Но "Кунсткамерой" музей, по сути, перестал быть уже в 40-х годах 18 века. Его коллекции формировались не случайно, а на научной основе.
Юрий Зинчук: «Вот мы в фондохранилище Кунсткамеры».
Юрий Чистов: «Это нельзя назвать фондохранилищем. Здесь и научные отделы, археологические фонды».
Юрий Зинчук: «Что здесь хранится?»
Геннадий Хлопачев, заведующий Отделом археологии: «В данном фондохранилище хранятся материалы знаменитых крымских памятников, связанные с эпохой палеолита. С нижним палеолитом».
Юрий Зинчук: «Вы можете что-нибудь показать?»
Геннадий Хлопачев, заведующий Отделом археологии: «Чтобы изготовить орудие, нужна пластина правильной формы. Этому орудию 50 тысяч лет».
Юрий Зинчук: «К этим камням прикасался человек 50 тысяч лет назад».
Юрий Чистов: «Это был даже не человек, а предок человека».
Юрий Зинчук: «А это зал естественно-научной коллекции. Один из брендов Кунсткамеры»
Юрий Чистов: «Здесь одна из первых коллекций, которую Пётр I купил в Амстердаме».
Юрий Зинчук: «Почему Пётр I собирал этих монстров?»
Юрий Чистов: «Это не монстры, это нормальная анатомия. Пётр I покупал, чтобы учить врачей, медиков»
Юрий Зинчук: «Пётр I был экспериментатором».
Юрий Чистов: «Пётр I занимался наукой, исследователь, учёный. Невозможно узнать, что такой норма, не изучив патологию. Вменялось священникам, попам объяснять людям, что это не результат греховности матери. Их обязывали собирать экспонаты, присылать их в Кунсткамеру»
Юрий Зинчук: «Представьте, что я человек, который свалился с Луны, и не знаю, не видел и не слышал ничего про Кунсткамеру. Какой экспонат бы вы мне показали?»
Юрий Чистов: «Готторпский глобус. По воспоминаниям современников, Пётр каждое утро начинал рядом с глобусом или внутри него. Это была любимая игрушка. Он в этом павильоне принимал послов, вельмож. Внутри могло сесть 10-12 человек. Практический первый в мире планетарий. В 1747 году был огромный пожар. Практически вся поверхность сгорела, остались только металлические части. Осталась только дверца оригинальная»
Юрий Зинчук: «То есть Пётр I брал за эту ручку, открывал, залезал туда?».
Юрий Чистов: «И не только он»
Юрий Зинчук: «Обозначьте миссию вашего музея в 1-2 словах».
Юрий Чистов: «Кунсткамера – это история музеев в России и история науки в России. Мы очень стараемся выполнять миссию музея, рассказывающего историю науки России».
Юрий Зинчук: «Мне кажется, миссия Кунсткамеры – нести смысл, что наука – это часть России, а Россия – это наука. Между ними должен быть знак равенства».