Интервью с председателем Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым.
Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте обратимся к теме, которая сейчас вызывает бурные споры и особенно в Петербурге. Речь идет о дальнейшей судьбе Исаакиевского собора. Напомню, что это был главный собор Российской империи. И сейчас, когда рассматривается вопрос о передаче его в управление РПЦ, эта тема выходит далеко за рамки только имущественно-хозяйственных отношений. Это во многом вопрос дальнейшей судьбы православия как веры и как религии в нашей стране. Вот почему ему сейчас уделяется такое пристальное внимание и со стороны церкви и со стороны властей и со стороны прихожан и, конечно же, со стороны петербуржцев.
Вот давайте узнаем по этому поводу мнение главы законодательной власти в Санкт-Петербурга – спикера петербургского парламента Вячеслава Макарова. От его позиции как законодателя очень много зависит. Давайте послушаем его мнение».
Юрий Зинчук: «Вячеслав Серафимович, мы специально приехали к вам для того, чтобы узнать ваше мнение – главы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – по одной очень резонансной теме. Итак. Ваше мнение по поводу передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ».
Вячеслав Макаров, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: «Я убежден, что это никакое не яблоко раздора. Это во-первых. Во-вторых, вы представляете, что мы обязаны исполнить федеральный закон?»
Юрий Зинчук: «2010 года, подписанный президентом Медведевым»
Вячеслав Макаров: «Выполняя федеральный закон, мы передает Исаакиевский собор Русской православной церкви. Мы обязаны исполнять федеральное законодательство. Я не понимаю, почему здесь дискуссии возникли. В собор будут иметь возможность приходить туристы, прихожане – любой желающий. Бесплатно. Как были там экскурсии – так и будут. Если вы идёте всей семьей, сколько вам надо заплатить? А если вы турист, то ещё больше. Абсолютно для всех вход становится бесплатным. Наоборот, казалось бы, должны говорить "спасибо" – что у меня вызывает недоумение. Люди должны говорить "спасибо" за то, что сделали нам бесплатный вход в Исаакиевский собор».
Юрий Зинчук: «Очень важный вопрос – вопрос хозяйственной принадлежности. Мы понимаем, что это сложнейшее технологическое сооружение. Его надо реставрировать, поддерживать соответствующую температуру, ремонтировать, тепло, вентиляция – огромное количество проблем. Кто этим будет заниматься?»
Вячеслав Макаров: «Исаакиевский собор находится в собственности города. Он и остаётся в собственности города. Так же, как мечеть. Так же, как храмы других конфессий. Они находятся в собственности города. Но отдаются в ведение».
Юрий Зинчук: «Оперативное управление, языком менеджера».
Вячеслав Макаров: «Они отдаются в ведение Русской православной церкви, так, как этого требует федеральный закон».
Юрий Зинчук: «Но всё равно субъект Российской Федерации город Санкт-Петербург как собственник будет обязан за ним следить, финансировать».
Вячеслав Макаров: «Собор остаётся в собственности Санкт-Петербурга. Мы обязаны контролировать хозяйственную деятельность, смотреть за всем. С другой стороны, мы, выполняя федеральный закон, делаем всё для того, чтобы закон соответствовал своему назначению. Для этого он и строился».
Юрий Зинчук: «А как вы оцениваете действия оппонентов?»
Вячеслав Макаров: «Вдумайтесь: призывы проводить митинги на ступенях собора, православного храма – это что? Как назвать, кроме как провокация и подстрекательство? Надо посмотреть на позицию Русской православной церкви, которая ведет себя совершенно взвешенно, безгранично корректно. Поэтому все призывы, подстрекательство – это идёт вразрез с общечеловеческой моралью».
Юрий Зинчук: «Вы обговаривали с представителями РПЦ, как будет осуществляться проход в храм?»
Вячеслав Макаров: «Будет существовать абсолютно чёткий регламент, который устроит абсолютно всех. И туристов, и прихожан – абсолютно всех».
Юрий Зинчук: «После того, как будет передан Исаакиевский собор в ведение РПЦ, насколько он действительно будет задействован, востребован?»
Вячеслав Макаров: «На праздники рождественские там были тысячи людей. Он востребован православными. Безусловно, выполняя федеральный закон, мы следуем пожеланиям сотен тысяч верующих».
Юрий Зинчук: «Вячеслав Серафимович, а вы верующий человек? Можете не отвечать на этот вопрос. Это ваше личное дело, но я должен это спросить».
Вячеслав Макаров: «Да, я бы мог как политик сказать, что это моё личное дело. Я верующий православный человек. С Господом в душе, с Господом в сердце всегда жить легче, принимать решения легче. Заветы великих русских святых – любовью и единением спасёмся. Вот почему всегда мы призываем к единению, к уважению друг к другу».
Юрий Зинчук: «Для вас уже не как политика, а как для верующего – это очень важно, чтобы Исаакиевский собор перешел в ведение РПЦ?»
Вячеслав Макаров: «Нет, это важно для всех. Исполнение исторической справедливости. Если так по-человечески, ведь для людей делаем лучше. Для всех».
Юрий Зинчук: «То есть вы считаете, что таким образом мы восстанавливаем историческую справедливость? Делаем так, чтобы в первую очередь Исаакиевский собор был храмом, а не только светским учреждением как музей?»
Вячеслав Макаров: «А вы посмотрите на ту надпись: Дом сей храмом молитвы наречется. Вот ответ на ваш вопрос. В 21 веке в соответствии с федеральным законом это становится реальностью».