Сегодня день памяти Даниила Хармса, писателя, поэта, ОБЭРИУта. Любой спектакль по мотивам произведений писателя – это всегда что-то необычное. В этом убедился корреспондент Артур Ходырев, который побывал на репетиции.
Спектакль со зрителями, но без актеров, начинается за два лестничных пролета до подвала Петеркирхе, где сохранилась облицовка бывшего бассейна. Предполагается, что я уже побывал в школе, где учился Хармс и готов полностью погрузиться в творческий мир писателя.
Артур Ходырев, корреспондент: «У меня ощущение, что я обязательно должен головой удариться. Проводники так и будут всегда молчать?».
Первые несколько минут уходят на то, чтобы привыкнуть. Что со мной будут делать, я не знаю. Как передвигаются люди, я не слышу. Чувствую только тепло и запахи. Но когда звучит музыка и текст, ощущения меняются. Благодаря воображению.
Текст Хармса, который сейчас звучит из колонок, визуализируется. Я понимаю, что у меня темная повязка. Но какие-то картинки возникают. Может я их сам придумываю?
Картинки в голове – по сути ассоциации. Говорят про старуху – представляешь старуху, говорят про знакомое в городе место, ты видишь его. Ощущения меняются быстро. И время исчезает.
Артур Ходырев, корреспондент: «Вот я сейчас через некоторое время после спектакля, понимаю. Что тексты довольно правдиво получается передать тактильный языком».
Когда снимаешь повязку, многое становится для тебя открытием: ветер, который дул почти по-настоящему – обычный вентилятор, моросящий дождь – распылитель. Запахи узнать не получается.
Артур Ходырев, корреспондент: «Не могу понять откуда запахи были! К темноте привыкаешь, к тому, что не двигаешься привыкаешь, а запахи производят впечатление!»
Степан Пектеев, режиссер: «Почему мы решили закрыть людям глаза и заставить испытать ощущения? На протяжении всего текста зритель все время что-то чувствует: он потел, он бежал, он хотел есть. Жизнь текла .И мы бы хотели, чтобы зритель ощутил именно то, что чувствовал герой текста Хармса».
Уже вечером 70 счастливчиков испытают на себе то, что чувствовал я, сидя с закрытыми глазами. Если ориентируешься свободно в тексте, ощущения должны быть еще ярче. Для организаторов представления сегодняшний перформанс – проба пера. В случае успеха — спектакль обязательно повторят в марте.