За последнюю неделю в Петербурге как минимум два случая обнаружения боеприпасов: на стройплощадке на улице Красуцкого и на улице Белы Куна. Как действуют строители в таких случаях, кто первым выезжает на место и куда отвозят снаряды? Репортаж Максима Облендера.
С момента выхода картины «Брат 2» прошло 17 лет, но герою картины – Фашисту – и сегодня бы нашлось, чем пополнить ассортимент своего подпольного магазина. Посёлок Славянка, здесь проходила линия Волховского фронта.
От увиденного немного не по себе. Это неразорвавшийся гаубичный снаряд! Неподалёку работает экскаватор – идёт добыча песка. Ударь ковш в это место – пришлось бы искать замену. И машине, и водителю.
Максим Облендер,корреспондент: «По этому музею под открытым небом водить экскурсии можно бесконечно. Вот здесь была немецкая траншея. Вокруг всё усыпано экспонатами. Начиная от патронов, солдатского ботинка. Вот кружка, с человеческими костями внутри. Вот опасный артефакт – противотанковая граната. Ещё не разорвавшаяся. А вот эту вещицу неопытные копатели нередко путают с солдатским жетоном и начинают разбирать. Делать это не надо, потому что на сленге этот запал от гранаты не случайно называют пальцеотрывалкой».
Миномётные снаряды, остатки танковых боекомплектов – ежедневные находки поискового отряда, хоть и ищут бойцы не их, а останки солдат. Снаряды, говорят, разминируют сотрудники МЧС прямо на месте. Вполне возможно, что быстрее до опасного клада доберутся чёрные копатели или дачники. Садоводства под Апраксином на каждом шагу. Любая грядка с морковкой может принести опасный урожай.
Дмитрий,участник поискового отряда: «Эта территория была лишь частично разминирована после войны, находки повседневные и глубина из залегания от пяти до метра. То есть глубина залегания не такая уж большая».
На базе петербургского ОМОНа постоянно дежурит несколько групп разминирования. Сигналы поступают отовсюду. Но чаще со стройплощадок.
Старший инженер-сапёр инженерно-технического отдела ОМОН:  «Город наш прекрасный растёт, границы города вышли на рубеж обороны, там, где стояли противоборствующие группировки – защитники города и войска блокирующие. А так же такие боеприпасы завозятся и с грунтом, так как идёт озеленение».
Спрогнозировать, взорвётся многолетний боеприпас или нет – невозможно. Со временем предмет может стать только опаснее. Неизменны остаются правила при нахождении оружия. Не трогать найденные боеприпасы, вызвать сапёров, оцепить территорию. Чтобы эхо войны не отозвалось, спустя много лет.