Юлия чеснокова,корреспондент: Современные художники приглашают совершить путешествие во времени. Для этого садимся поудобней, надеваем наушники и слушаем тихие голоса. Они-то и расскажут нам всю правду о блокаде.
Людмила Белова,куратор выставки : Называется «Тихие голоса», потому что концепцией выставки является работа с блокадными дневниками. За время уже прошедшее после блокады память трансформируется, что-то забывается, что-то уже даже придумывается, что-то выделяется. А это именно прямое свидетельство, идущее из блокады.
На основе дневников ленинградцев художники создали целый ряд аудио- и видеоинсталляций. С помощью звука, света и тени они погружают посетителей в жизнь блокадного города.
Людмила Белова,куратор выставки : Пустота этих авосек символизирует пустоту холодного, пустого города, где люди погибали, и об этом даже люди не знали, потому что никто нормальных цифр никому не сообщал. То, что погиб один миллион и более людей, сами люди, живущие этом городе, только могли догадываться.
Люди страдали от абсолютной темноты. По вечерам и ночам в осаждённом Ленинграде не было света. На выставке можно увидеть брошки из фосфора. С их помощью горожане подсвечивали себя, чтобы не натыкаться друг на друга. Но главным мучением для них было постоянное чувство голода.
Юлия чеснокова,корреспондент: На выставке представлен ленинградский рацион. Его очень подробно в своём дневники описал Иван Жилинский. Эта инсталляция заставляет совершенно по-новому взглянуть на голод. Например, как из такой горстки крупы сварить кашу на всю семью или как выжить, если 100 грамм хлеба это мечта, а реальность — вот такой крошечный кусочек.
Представить эту реальную историю блокады трудно ещё и потому, что фотографировать тогда разрешалось только официальным корреспондентам. Путеводители и карты были под запретом в Ленинграде. О том, как без визуального ряда осмыслить масштаб трагедии, в проекте «Запрет на образ» рассуждает Максим Шер.
Максим Шер,художник: Я пытаюсь предложить зрителю переосмыслить эти объекты без визуальной части, только с помощью текста. Допустим, вот Ушаковские бани «Гигант», как они выглядят? Кто-то их знает, а кто-то нет. Или вот мельница имени Ленина, что это такое? Без изображения мы не можем себе этого представить.
Выставка инсталляций продлится в Петропавловской крепости до 22 октября. Организаторы предупреждают, посетителей здесь ждёт честный разговор о блокаде. Всех, кто хочет присоединиться к публичной дискуссии о проекте, ждут в Невской куртине 14 сентября в 19.00 на лекции о визуализации памяти.