«60 революций в минуту», — пела одна известная рок-группа. 60 революций в минуту — на такой скорости живет окружающий мир, просто мы это не всегда замечаем. В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков подготовили выставку о многообразии революций.

«Право на грядущее» — экспозиция, формально приуроченная к столетию переломных событий в России 1917 года, а в действительности воспринимающая понятие революции шире. 

От серпа и молота , кумачовых полотнищ и портретов Ленина во всех конфигурациях, кажется, скоро потемнеет или даже покраснеет в глазах. В России на тему революции этой осенью не говорит только что ленивый.
 
Потому на выставке в Музее искусства Санкт-Петербурга решили не идти по историческим следам, а взглянуть на те события через призму времени глазами не только российских, но и двух десятков иностранных авторов.
 
Живописные работы, скульптурные произведения и даже инсталляции. Здесь нет жанровых ограничений, да и спорят авторы не о тех днях, что перевернули мир, а скорее об их влиянии на дальнейшую историю: будь то Россия или Италия, откуда приехали супруги Гаруццо, без которых эта экспозиция не состоялась бы.
 
Удивительно, но оказалось, что для художников из-за рубежа последствия октября 1917-го также предельно важны, ведь лозунги и мечты, что в России, что в Европе не очень-то разнились. В отличие от отношения к таким тектоническим сдвигам в мироустройстве, как Октябрь 1917-го.

Вот и оказывается,что один художник из Греции переводит стихи Анны Ахматовой о природе страха перед новой властью, а другой создает композицию, которая просто дышит надеждами на перемены. 

Что же такое русская революция: образ нового дня и восхода солнца или напротив, символ смерти и увядания? Даже в год столетия революции мы не можем найти ответ на этот вопрос. На любой плюс находится много минусов. Кажется, чем быстрее мы определимся со знаком, тем скорее перестанем жить по ленинской формуле «шаг вперед — два шага назад».