Музей Достоевского. Это площадка на которой мы чаще всего играем.В гостях у программы «Хорошее утро» — Алла Данишевская, актриса, продюсер, Яна Тумина, режиссёр.
Марианна Дьякова,ведущая: На петербургской театральной сцене премьера — спектакль-притча «Деревня канатоходцев» — театра «Открытое пространство». Все подробности мы узнаем у наших гостей. И это — актриса и продюсер Алла Данишевская и режиссёр Яна Тумина.
Михаил Спичка,ведущий: Хождение по канату, действительно, требует открытого пространства. На какой площадке премьера?
Алла Данишевская,актриса, продюсер: Текст цитаты
Марианна Дьякова,ведущая: Что за литературная основа у этого спектакля?
Яна Тумина,режиссёр: На самом деле нет литературной основы, есть некоторое количество легенд и реальных документальных историй, которые легли в основу этого сюжета.
Марианна Дьякова,ведущая: Легенды и придания какого народа, какого региона?
Яна Тумина,режиссёр: Дело всё в том, что на самом деле там есть отправная точка очень конкретная — это село в Дагестане, в котором есть традиция, уже больше 300 лет, хождения по канату. И они даже считают себя, в какой-то степени, изобретателями хождения по канату пирамидами — когда один человек держит другого на плечах. И вокруг этого села, естественно, есть легенды. И очень много там есть и суфийских притч, и поэзии. Мы сделали такой собирательный эпос, чтобы не привязываться к конкретной одной национальности кавказской, чтобы всё-таки это был такой общечеловеческий контекст с определённым колоритом.
Марианна Дьякова,ведущая: А как вы вообще узнали об этом месте, об этом уникальном селе и этих людях?
Яна Тумина,режиссёр: На самом деле это была очень хорошая творческая провокация. Упсала-цирк год назад делали такой фестиваль «День сказок», и они пригласили меня что-нибудь рассказать, сымпровизировать на тему баланса, хождения по канату. Потому что действительно приехал канатоходец, который должен был ходить над озером, что он и делал, а я плавала на озере на кресле и должна была размышлять на эту тему. Я подумала, что я буду размышлять, дай почитаю какие действительно существуют канатоходцы, какие разновидности этого опасного вида движения. И набрела на конкретный аул в Дагестане. И оказалось, что даже канатоходец приехал из этого села. И мы с ним разговорились, обсудили ещё кое-какие подробности. Так скажем, я сочинила сказку, а потом, когда мы уже поняли, что эта сказка должна превратиться в спектакль, мы пригласили писательницу Елену Чарник, она помогла превратить это в литературный текст. Я бы не назвала это пьесой, потому что спектакль не очень вербальный. Дело даже не столько в словах, сколько в таком общем ритуальном действии. Поэтому это больше некий литературный жанр, не драматургия.
Марианна Дьякова,ведущая: Какая история развивается на этой, достаточно философской базе? Кто герои?
Яна Тумина,режиссёр: Мы сочинили героев. У нас, конечно, всё о любви, у нас такие Ромео и Джульетта там существуют. Потому что везде, где есть жизнь и смерть, должна быть любовь.
Михаил Спичка,ведущий: То есть смерть тоже есть в этом спектакле?
Алла Данишевская,актриса, продюсер: Безусловно. Это отдельный персонаж.
Марианна Дьякова,ведущая: Алла, ваш персонаж — это кто?
Алла Данишевская,актриса, продюсер: В том числе и смерть. Вообще основной персонаж это женщина, живущая в этой деревне, которая все эти традиции знает, на себе прошла. Она уже мудрая, опытная, но молодых жалко всё равно.
Михаил Спичка,ведущий: С какого возраста зритель может прийти, чтобы понять эту притчу?
Яна Тумина,режиссёр: Мы определили для себя, что ребёнок от 6-8 лет готов это воспринимать. Особенно после первых премьерных показов стало понятно, что маленькие дети смотрят неплохо, но всё-таки от 12. Потому что спектакль достаточно напряжённый, даже где-то страшноватый. Всё-таки когда появляется тема смерти, мы понимаем, что мы обращаемся не к маленькому совсем зрителю, а к ребёнку, который готов это осмыслить и воспринять. Но вот оказалось, что дети от семи лет, от шести смотрят спектакль на одном дыхании.
Михаил Спичка,ведущий: И они считывают эту тему смерти или они что-то другое видят для себя?
Яна Тумина,режиссёр: Конечно. Нам вообще сложно говорить за зрителя. Все зрители очень разные, в том числе и дети со своей непосредственностью и некой неоднородностью. Понимаете, у детей же к смерти такое карнавальное отношение. И мы тоже старались сохранить такую традицию отношения к смерти, как к маске. Игровой персонаж. Потому что метафизически это существует в самой ситуации, когда человек рискует своей жизнью, это есть без знака.
Марианна Дьякова,ведущая: В каком пространстве существует сам спектакль? Как оно организовано?
Алла Данишевская,актриса, продюсер: Я уже сказала, что мы играем на площадке музея Достоевского. Это камерный спектакль, но нам в этом смысле очень повезло, что у музея Достоевского есть очень хорошая вертикаль, высота. И для нашего спектакля это удачно сложилось. Репетировали мы в разных местах. Репетировали где-то у друзей на площадках, репетировали где-то в Союзе театральных деятелей, где-то в музее. Где пускали там и репетировали. Мы же «Открытое пространство».
Михаил Спичка,ведущий: А я вот думаю, если в деревне все канатоходцы, то кто пасёт овец, готовит еду?
Яна Тумина,режиссёр: Для этого нужно прийти на спектакль и получить ответы на эти вопросы. Мы тоже этими вопросами были озадачены, и мы на них ответили, мне кажется.