В гостях у программы «Хорошее утро» Татьяна Ларина, куратор проекта и Денис Бажанов, эксперт проекта, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена.
николай растворцев,ведущий: Мы рады приветствовать в нашей студии Татьяну Ларину, куратора проекта «Петроград 1917» и Дениса Бажанова, эксперта проекта. Мы хотим услышать всё самое интересное про большой межмузейный проект, который сегодня в 17.00 начинается.
Татьяна Ларина,куратор проекта: Это большая выставка. «Петроград 1917. Хроника событий». Они приурочена к 100-тию революционных событий. Это межмузейный проект. В нём принимают участие музеи, архивы, библиотеки Санкт-Петербурга и Москвы. Над этим проектом мы работали около двух лет, собрали интересный материал. Надо сказать, что площадь Манежа 4 500 м.кв. Мы пригласили к участию известного театрального художника Бориса Мессерера. Центральным произведением является его инсталляция, посвященная этим событиям. Основа нашей выставки — это документы, периодическая печать, это материалы газет, журналов, на которых построена хроника событий. Материалы мы подбирали, систематизировали с нашими экспертами. Более сорока наименований газет и журналов, из которых взят текстовой материал, при этом он сопровождается фотографиями из московских и петербургских архивов, кинофотофондов документов. Это фотографии известных политических деятелей, артистов, поэтов, писателей. Мы говорим и про повседневность, и про культуру, и про политические события.
Александра Емельянова,ведущая: Наверное, многое о событиях 17 года можно сегодня прочитать в интернете, но если прийти на выставку и увидеть вот эти живые свидетельства того, что происходило, наверное, это более и познавательно, и ценно и для подрастающего поколения, и для взрослого?
Денис Бажанов,доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена: Подрастающее поколение, конечно, воспринимает мир глазами, но когда ты видишь эти предметы в живую, хотя и за стеклом, ты можешь их, так сказать, «глазами пощупать», а с экрана компьютера — это возможность в любой момент переключиться на что-то.
Александра Емельянова,ведущая: Какие-то экспонаты, я думают, вряд ли можно найти в интернете.
Денис Бажанов,доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена: Театральные костюмы той эпохи, мундир наследника цесаревича — такие экспонаты найти в сети, конечно, нельзя.
Татьяна Ларина,куратор проекта: Николая II, Александры Фёдоровны… Это личные вещи, вещи династии Романовых.
николай растворцев,ведущий: Денис, вот на ваш взгляд, события столетней давности… экспонатов было изобилие, и вы выбирали или, наоборот, нехватка. Потому что фотографии — это свидетельства, а статья в газете, журнале, её писал человек, он мог приукрасить…
Татьяна Ларина,куратор проекта: Это «Биржевые ведомости». Это хроника.
Денис Бажанов,доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена: Поскольку концепция выставки была показать не только жизнь политическую, но и жизнь простых горожан, то, конечно, проблема была не столько с экспонатами, принадлежащими когда-то известным людям, сколько с экспонатами простыми, тем, что называется «простой, повседневной жизнью». Вот здесь мы зачастую лишены такой возможности.
николай растворцев,ведущий: Какой самый уникальный экспонат из повседневной жизни вам удалось найти и показать?
Татьяна Ларина,куратор проекта: У нас есть вещи, которые экспонируются впервые. Интересная коллекция открыток из собрания, из фондов Петергофа, государственного музея-заповедника. Мы представили много экспонатов из музея Истории города, Военно-Морского музея, а также у нас представлены костюмы из Александринского театра, которые были сделаны по эскизам Головина к постановке режиссёра Меерхольда «Маскарад» Лермонова, премьера которого состоялась 25 февраля, в то время, когда в Петрограде разворачивались события, стреляли…
Александра Емельянова,ведущая: Жизнь не прекращалась.
Татьяна Ларина,куратор проекта: Да, и это была премьера. И как писали современники, эта премьера была предзнаменованием трагических событий последующего времени. Многие отмечали и связывали именно с этим спектаклем. В нём была какая-то мистика, какая-то символика, трагическое предчувствие последующих событий.