В гостях у программы «Хорошее утро» — Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии.
Людмила Ширяева,ведущая: Сразу три замечательные выставки и все в одном месте. И мы сейчас о них расскажем. Приветствуем в студии Екатерину Александровну Терюкову — кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии, доцент кафедры религии и религиоведения Института философии Санкт-петербургского государственного университета.
Андрей Зайцев,ведущий: 11 числа открылась выставка- коллекция Западно-Европейской живописи. Расскажите о ней.
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии: Это не совсем выставка, не совсем экспозиция. Это то, что называется Фонд открытого хранения. Такой теперь популярный жанр музейной работы, когда мы позволяем нашим посетителям время от времени заглядывать в святая святых любого музея — в наши фонды хранилища. Это то, что обычно не видно, то, что выходит на выставки и возвращается обратно за железную дверь в хранение. Это, конечно, часть Западно-Европейской живописи — произведения датируемые XIV-XX веками — наиболее интересные, наиболее ценными в нашей коллекции. Это те вещи, нами отобранные и расположенные определённым тематическим образом. И экскурсии по этому Фонду хранения будет водить тот человек, который многие годы хранит эту коллекцию — Татьяна Николаевна Виноградова — наш один из заслуженных работников музея. И именно из уст хранителя наши посетители смогут на расстоянии вытянутой руки, а иногда меньше, увидеть и услышать занимательные рассказы про произведения искусства первой величины из нашей коллекции. Предварительно запись по телефону.
Людмила Ширяева,ведущая: Екатерина Александровна, вот выставка «Волхвы пришли» — открылась 14 декабря. Я так понимаю, что выставка посвящена этому Рождественскому событию и имеет некий религиозный окрас.
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии: Совершенно верно. Эта выставка должна уже создавать у наших посетителей рождественское настроение. «Волхвы пришли» — это один из центральных сюжетов Священного писания христиан. Поклонение волхвов младенцу Христу. Выставка эта совместная у нас, она подготовлена совместно с Международным Центром исламских исследований, который существует на базе Кунсткамеры — дружественного нам петербургского музея. На выставке экспонируются предметы, которые были собраны и привезены сотрудниками Кунсткамеры весной этого года на Аравийском полуострове. И одновременно экспонируется одна из жемчужин Западно-Европейской живописи в коллекции нашего музея — произведение голландского художника XVI века, где представлена эта сцена поклонения Волхвов, представлена в традиционном христианском толковании. Ну, а на выставке рассказывается о том, как согласна представлениям современных учёных арабистов, происходило это поклонение, если оно было на самом деле. То есть кто пришёл? Откуда пришёл? И какие же дары были принесены младенцу Христу? Это такие последние открытия. Это была исследовательская экспедиция сотрудников Кунсткамеры и эти предметы были собраны, скажем так, на базарах Аравийского полуострова.
Андрей Зайцев,ведущий: И наконец 19 число, вчера, открылась выставка «Чудеса и чудотворцы».
Екатерина Терюкова,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии: Да, вчера же был не простой день — это был день, когда русская православная церковь вспоминала Николая Чудотворца. И именно на этот день мы запланировали открытие этой выставки, повествующей о чудесах и чудотворцах. Это выставка, которая представляет предметы связанные с традицией чудес и их творения, но в таком узком ключе. То как эти чудеса представлены в Священном писании христиан, житиях святых. Мы не замахнулись на чудо вообще. Мы, конечно, не ставим перед собой задачи познать этот феномен. Мы показываем как всегда разнообразие предметов из собственной коллекции. Их более 200 на этой выставке. И эти предметы рассказывают как о чудесах, так и о чудотворных образах, так и о тех людях исторических либо не исторических персонажах, с которыми эти чудеса связаны. И центральным экспонатом на этой выставке является, конечно же, Рождественский Вертеп. Этот экспонат прошёл специально для этой выставки долгую реставрацию. Он не экспонировался с довоенных времён в нашем музее. Для нас очень важно, что он присутствует на первой рождественской выставке, которая открылась в стенах нашего музея сразу после открытия музея в 1932 году. Мы можем видеть этот экспонат на первых фотографиях, документирующих историю нашего музея. И вот спустя столько времени этот традиционный элемент, в первую очередь католического Рождества, но и входящий сейчас активно в жизнь православного сообщества. Мы знаем, что сейчас большой Вертеп собран перед Казанским собором. Я надеюсь, что не менее интересным будет посмотреть и на наш Вертеп, который является стержнем этой выставки.