В гостях у программы «Хорошее утро» — Юлия Кантор, доктор исторических наук.
дарина шарова,ведущая: Буквально недавно увидела свет ваша книга — это монография, посвящённая судьбе музеев нашей страны во время Великой Отечественной войны. Что это за книга — «Невидимый фронт. Музеи 1941-1945 гг.»?
оксана маслова,ведущая: Мы знаем, что вы очень много работали с архивами. Там есть уникальные иллюстрации и факты…
Юлия Кантор,доктор исторических наук: Книга посвящена судьбе музеев нашей страны от Владивостока до Мурманска. Конечно, в этой книге есть глава, которая называется «В кольце». Она посвящена нашему с вами городу. Оказалось, что тема Ленинграда очень связана со всей страной. Есть такое Ленинградское братство, потому что ленинградцы и ленинградские музеи были эвакуированы в самые разные части нашей страны: Новосибирск, Свердловск, Пермь и так далее… И вот эти связи даже видно по памятникам блокаде в разных городах. Есть в Омске такой памятник, такой памятник есть в Красноярске, по всей стране… Ленинградское братство сохраняется и по сей день, и когда я работала над этой книгой, а это много лет, чтобы посмотреть, какова была судьба музеев в тех регионах, которые были оккупированы, тех регионов, которых не затронули боевые действия, тех регионов, которые принимали музеи и культурные учреждения, как они находили общий язык. Важно сказать, что в книге есть ранее неизвестная тема о роли Финляндии в разграблении художественных ценностей нашей страны. Потому что мы привыкли говорить о немцах, о нацистской Германии, но забываем об их сателлитах. О чудовищном разграблении, которому подверглась Карелия и часть северо-запада нашей страны. Это такая белая страница, которую мне удалось частично заполнить уникальными документами финских архивов, связаными с историей исчезновения из нашей страны музейных коллекций.
оксана маслова,ведущая: Вы столько лет работали над этой книгой. Когда вы изучали архивы, какие-то факты, что вас особенно поразило? Что сразу вспоминается?
Юлия Кантор,доктор исторических наук: Это парадокс, что столько лет прошло с окончания Второй Мировой войны, Великой Отечественной, но единой монографии, посвящённой разным аспектам судьбы музеев, художественных ценностей так и не было. Есть разные работы. Для меня было очень важно узнать, как происходила эвакуация, почему старна оказалась не готова к войне- только ли проблема во внезапности нападения нацистской Германии 22 июня или были ещё какие-то причины. Конечно, документы из федеральных и ведомственных архивов в этом очень помогли. Во-вторых, конечно, было очень важно понять, как перестраивалась страна, деятели культуры и музейщики для того, чтобы сохранить главное, то есть национальное достояние.
оксана маслова, ведущая: В вашей книге есть иллюстрации. архивные фотографии…
Юлия Кантор,доктор исторических наук: В том числе и музейные. И в первую очередь из музеев при Ленинграде, то есть дворцовых пригородов Санкт-Петербурга, которые поделились уникальными фотографиями военного времени и фотографии своих музеев, сделанными после реставрации. Это создаёт колоссальный эмоциональный заряд, который очень важен для понимания этой книги и той темы, которая в ней раскрывается.
дарина шарова,ведущая: А как можно определить жанр этой книги? Мы понимаем, что это монография, но что это — история, историческое повествование, художественное произведение?
Юлия Кантор,доктор исторических наук: Это научное издание, но для удобства чтения широкой аудитории. Эта научная монография написана беллетризованным публицистическим языком. Я думаю, что у каждого из нас ассоциации, прежде всего, военные, связанные с культурой — это личный аспект, особенно в Петербурге, это аспект, связанный с историей вашей семьи. И потому эта книга должна вызывать не только научный интерес, но и чисто эмоциональный.