Варвара Фёдорова,корреспондент: Если литература — ваша страсть, а книга — верный компаньон, вам обязательно нужно попасть на выставку в Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Современные художники собрались вместе и решили, что обычная книга — это слишком скучно и создали свою «Новую библиотеку», а что из этого получилось? Пойдёмте посмотрим.
А получилась большая выставка об эволюции «Книги художника» — направления, стоящего на стыке литературы и изобразительного искусства. Сегодня здесь всё, что похоже на книгу, но книгой не является, либо напротив, является книгой, но обретает художественную форму
Варвара Фёдорова,корреспондент: Обычно из библиотеки книги берут почитать домой, в «Новой библиотеке» такое можно сделать?
Анастасия Сабинина,куратор выставки: Практически. Домой мы зрителям, конечно, книги не даём, но можем дать попробовать повзаимодействовать с ними прямо здесь на столах.
Варвара Фёдорова,корреспондент: Каким образом?
Анастасия Сабинина,куратор выставки: Для этого у нас есть белые перчатки. Каждый, кто приходит на выставку, сможет получить их, подойти к столу, полистать и узнать о книгах чуть больше, и посмотреть на них совершенно под другим углом.
«Книга художника», как явление появилось благодаря экспериментам русских писателей-футуристов — помимо написания эксцентричных текстов и поиску новой литературной формы, они создавали свою эстетическую систему, начав печатать книги на обоях или старых газетах, и дополнять собственными рисунками. В дань этому и современные авторы в своих работах обращаются к сюжетам Даниила Хармса, Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского.
Варвара Фёдорова,корреспондент: Две радости каждого библиофила — это хруст новой бумаги и запах свежей типографской краски. Правда, здесь со мной вряд ли кто-то согласится. Бумага? Печать? Это не концептуально! То ли дело — береста.
Или дневник, целиком залитый чернилами; противогазы, черепа и флаконы — материалом может стать всё что угодно. Главное, по словам специалистов, чтобы художественный образ содержал текст или рождал его в воображении — тогда в любой форме книга остается книгой.
Василий Власов,художник: Эта работа называется «навигатор» — можно взять, например, вытащить какой-то афоризм и прочитать: «Разум без отваги — свойственно женщине, отвага без разума — свойственно скотине».
Варвара Фёдорова,корреспондент: Александр Леонидович, а здесь где библиотека? Где здесь книга?
Александр Антипин,медиахудожник: Она виртуальная.
Варвара Фёдорова,корреспондент: Какая информация есть в этой книге?
Александр Антипин,медиахудожник: Какая информация?
Варвара Фёдорова,корреспондент: Никакой информации?
Александр Антипин,медиахудожник: Она зашифрована: вот в этих всех прямоугольничках — это шифр.
Варвара Фёдорова,корреспондент: А нам его можете расшифровать по секрету?
Александр Антипин,медиахудожник: Нет.