В гостях у программы «Хорошее утро» — Марина Гулюгина, учитель начальных классов 56 гимназии, почётный работник общего образования.
Александра Емельянова,ведущая: Марина Олеговна, мы с вами хотим поговорить на тему ручного письма. Вот, например, в Финляндии уже два года нет уроков чистописания. Их отменили ради печати на клавиатуре, объяснив что этот навык более полезный. Но, мне кажется, что нельзя выпускать ручку из рук.
Марина Гулюгина,учитель начальных классов гимназии №56, почётный работник общего образования: Вы знаете, целиком и полностью с вами согласна. И с моей точки зрения, когда в 2016 году этот эксперимент стали проводить в соседней Финляндии, я с тех пор с большим интересом слежу за результатом. По-моему ни в коем случае нельзя отказываться от ручного письма, потому что человек стал человеком с тех пор, как встал на ноги и взял в руки предметы, чтобы совершать важные действия, в том числе и письмо. А раз человек разумное существу, то он обладает речью: устной и письменной. Уже много тысяч лет человек развивает свой мозг через руку, через мелкие движения пальцами. Учёные США провели, на мой взгляд, очень интересный эксперимент. Они предложили двум группам студентов готовиться к одному и тому же экзамену по разному. Одна группа студентов должна была писать ответы на заданные вопросы с помощью клавиатуры компьютера, а друга с помощью листа бумаги и ручки. Так вот, те ответы, которые были набраны на компьютере стирались из памяти гораздо быстрее. Это говорит о том, что ручное письмо помогает тренировать нашу память. Ещё один эксперимент из той же страны проводили учёные. Предложили ученикам 4-6 классов написать маленькое сочинение на небольшую тему. И одна, опять же, группа должна была писать от руки, а вторая делать это с помощью клавиатуры компьютера. Затем эти тексты проанализировали филологи и сделали вывод о том, что те тексты, которые были написаны от руки, они были более яркими и образными. И это говорит, что в процессе письма наш мозг работает гораздо активнее. И развивается не только мышление, память, но так же фантазия и творческое начало любого человека.
Николай Растворцев,ведущий: К вам приходят юные петербуржцы. Вот этому аспекту, чистописанию. Насколько сложно обучить юных петербуржцев? Меняются ли поколения или каждое поколение делает одни и те же ошибки?
Марина Гулюгина,учитель начальных классов гимназии №56, почётный работник общего образования: Вы знаете, каллиграфия — это искусство. Мы все учились петь, но не все мы оперные певцы. Мы все учились рисовать, но не все мы Шишкины. То же самое и с письмом. Мы учим детей искусство каллиграфии, конечно, но не все будут обладать им в полной мере. Но учить писать чётко, разборчиво и аккуратно — это необходимо и, конечно же, не просто. Это, если сравнить как мы учимся писать и первые уроки вождения, по ощущениям ребёнка, это то же самое. Это совершенно незнакомый для них процесс и это очень-очень сложно. Любое дело надо делать хорошо, либо не делать его никак. Я это всегда говорю своим ученикам. И с почерком тоже самое. Поэтому мы и учимся писать красиво и разборчиво. Прежде всего это уважение к самому себе. И уважающий себя человек, никогда не предложит ни маме, ни папе, ни бабушке, ни учителю, ни кому-либо ещё свои записи написанные грязно, криво и не аккуратно.
Николай Растворцев,ведущий: Врачи прогуливают, видимо.
Марина Гулюгина,учитель начальных классов гимназии №56, почётный работник общего образования: Давайте расставим приоритеты. У меня подруга доктор и у неё другая проблема — жалобы на неё были связаны с тем, что доктор очень красиво и разборчиво пишет. И всё понятно. Так что там другая проблема.