Они создавали этот спектакль ещё будучи студентами театральной Академии. И это было не учебное задание, а собственная инициатива. Режиссёр Нийоле Макутенайте говорит: просто очень хотела ставить, а актёры хотели играть. Теперь, с момента выпуска прошло несколько лет, и «Войцек» впервые выходит на сцену вне Учебного театра на Моховой.

Нийоле Макутенайте,режиссёр:
Вообще, на самом деле, это уникальная вещь. Потому что сейчас все выпустились, и, соответственно, кто где работает: кто в театрах, кто официантом, кто ещё как-то. У всех разные графики. У меня в спектакле занято 10 человек. Это довольно много. И нам удалось всем собраться, нам удалось всё отрепетировать.

К этой пьесе Георга Бюхнера петербургские режиссёры почти не обращаются: последним был, ни много ни мало, Юрий Бутусов. Своего «Войцека» он выпустил в 97-ом. Но этот спектакль, кажется, вполне выдерживает такое «соседство». История рядового Войцека, брадобрея и кроткого малого, убившего возлюбленную, здесь передана на редкость изобретательно. Вместо фонограммы — звуки живых инструментов. Вместо бытовых сцен — танец. Вместо монологов — мелодекламация. И за всем этим — нарастающее ощущение агонии.

Нийоле Макутенайте,режиссёр:
Я как бы задаю себе вопрос, способен ли человек вообще как-то осознать, понять, что другой человек — он тоже человек. Ну, да, про то, что у него тоже душа есть, чувства какие-то, что он способен плакать.  Это очень интересно, что Бюхнер написал эту пьесу — фашизма ещё не было. Но она абсолютно про фашизм.

Это только начало. Выпускники курса Юрия Красовского теперь будут видеться часто: они создали свой театральный проект «Лаборатория 45». И настаивают на том, чтобы не ограничивать себя рамками того или иного вида театра или какой-то концепцией. Вместо «позиционирования» уже сейчас готовят новые премьеры: «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета и «Солнечную линию» Ивана Вырыпаева.