Несмотря на то что нас разделяет почти 300 километров, у театрального фестиваля во Пскове есть чёткий петербургский след. 25 лет назад его создал петербургский актёр и режиссёр Владимир Рецептер. А в прошлом году фестиваль обрёл символ, который тоже имеет отношение к Петербургу.
АНДРЕЙ ПРОНИН,арт-директор фестиваля: Легенда о зайце, который выскочил на дорогу перед Пушкиным, когда он хотел вернуться в Петербург после Декабристского восстания — а дурная примета заяц, выскочивший на работу. И заяц таким образом спас Пушкина от участия в следственном деле в качестве, быть может, подследственного.
И конечно же, в афише Пушкинского фестиваля всегда находится место для петербургских спектаклей. Своеобразной увертюрой юбилейного смотра стала выставка художников Ирины Цветковой, Алексея Порай-Кошица и Стефании Граурогкайте, чьи фамилии можно прочесть в программках ко многим питерским постановкам. Закроет фестиваль спектакль театра «Мастерская» «Живи и помни». Кстати, Арина Лыкова, сыгравшая Настёну в этом спектакле по прозе Валентина Распутина, родом из Пскова.
Из Пскова родом и актриса Юлия Пересильд, дебютировавшая в родном городе в роли режиссёра. Её неожиданной, в стиле рок, версией чеховской «Каштанки» и открылся фестиваль.
ЮЛИЯ ПЕРЕСИЛЬД,заслуженная артистка России: Как-то эта тема — выбора собаки, а у нас девушки — мне интересна. Почему между каким-то благополучием, цирком, сценой, стать звездой она вдруг выбирает комнатку, где пахнет клеем, лаком и стружками. Есть в этом какая-то русская черта. Не представляю ни в одном американском фильме такой расклад.
Своей драйвовой постановкой Юлия Пересильд мечтает завлечь в псковский театр молодёжь. И похоже, ей это удаётся.
А вот постановка «Театра.док», которую привезли на пушкинский фестиваль, рассчитана в первую очередь на детей. И если кого-то может смутить или даже возмутить тема спектакля «Пушкин и деньги», то не стоит спешить с оценками.
АНДРЕЙ ПРОНИН,арт-директор фестиваля: Когда мы изучаем историю и литературу, и выясняется, сколько стоит дуэльный пистолет или строка того же «Евгения Онегина», мы начинаем как-то иначе, более предметно, вещественно воспринимать тот материал, о котором идёт речь.
Фестиваль во Пскове давно превратился из сугубо пушкинского смотра в театральный форум, где есть место не только спектаклям, но и творческим лабораториям, художественным выставкам, лекциям на самый разный вкус.
ДМИТРИЙ МЕСХИЕВ,режиссёр, руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области, продюсер фестиваля: Фестиваль важен для людей, не только для псковичей, стали ездить из других городов. И даже из Эстонии.
Пожалуй, петербургским театралам уже стоит отметить в календаре будущий февраль, чтобы убедиться: Пушкин и другие русские классики звучат по сцены как современные авторы, заставляющие зрителей не дремать, как на плохом школьном уроке, а сопереживать и размышлять.