Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума, построенное в самом начале XVIII века. Тогда знаменитый французский путешественник Обри де ла Мотрэ писал: в великолепии ничто не может сравнится с Ораниенбаумом.
Но великолепная эпоха закончилась в веке ХХ. После революции в дворцовых интерьерах разместились госпиталь, затем сельскохозяйственное училище, лесной техникум с общежитием.
Церковному павильону с уникальным иконостасом XVIII века места там, разумеется, не нашлось. Иконостас был демонтирован. Его воссозданием начали заниматься в 2015 году. Сегодня представили результаты работ. Дарья Патрина продолжит.
Придворная церковь в Ораниенбауме — архитектурное пространство совершенно уникальное. Легкий октагон венчает одну из сторон знаменитой подковы Большого Меншиковского дворца, словно капля росы, в последний момент передумавшая падать с листа.
Открытый во вне, воздушный и пронизанный светом, этот павильон — абсолютное дитя радостного барокко и полнейший антагонист традиционного православного зодчества.
Сергей Павлов,главный архитектор ГМЗ «Петергоф»: «Практически отделка до промежуточного карниза — это новодел, но выше — промежуточный регистр — подлинный Ринальди. Его законсервировали, и сделали это так деликатно, что не бросается в глаза».
Еще один вызов реставраторы приняли, решив полностью воссоздать живописное убранство придворной церкви. За исключением двух образов, Спаса и Богородицы, остальное было полностью утрачено во время войны. Единственное, на что сегодня опираются мастера Академии художеств — черно-белые фотографии церкви, сделанные в 30-х годах прошлого века, и более ранние описания икон.
Воссоздавая полотна для Ораниенбаума художники-реставраторы не просто схватывают дух русской синодальной живописи, но используют специальные грубые холсты, иные, чем современные, грунты, иную технику и специальные краски.
Юрий Бобров,искусствовед, художник-реставратор, академик Российской Академии художеств: «В старину пигмент перетирали вручную, добиваясь крупной кристаллической решетки, она отражала свет. Современные краски совсем другие: цвета те же, но способность к отражению не та».
Здесь даже иконостас против правил. Хоть и сверкает по традиции щедро, золотом и серебром, но стоит в углу.
В XVIII веке его сделал на заказ великий мастер — Иван Зарудный. В ХХ веке иконостас был утрачен. В начале XXI воссоздан по сохранившимся фотографиям и описаниям. Он, конечно, полон католических влияний, но вполне приспособлен для православных богослужений.
Елена Кальницкая,генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Надеемся на долгую счастливую жизнь этого помещения. Будем раз в год проводить храмовый праздник, как в Петергофе. Пантелеймон — почитаемый в России святой».
Сегодня под прицелом телекамер сотрудники музея закончили монтаж второго и третьего яруса икон Церковного павильона. Некоторые полотна, как «Обращение Савла», были написаны с чистого листа. И однако же органично вписались в историческое пространство.
К началу лета живописные иконы украсят и верхние ярусы придворной церкви. К осени реставрационные работы будут полностью завершены. И барочное искрящееся великолепие станет доступно всем посетителям Ораниенбаума.