Живопись, гравюра, декоративно-прикладное искусство — всего более пяти сотен произведений и всего одна их героиня. Императрица Екатерина II. 

Фигура во всех смыслах монументальная, без которой история России сложилась бы совсем иначе. Потому в Михайловском замке подготовили выставку «Екатерина Великая в стране и мире», собравшую предметы не только из своей коллекции, но также из Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Московского Кремля, Петергофа, частных собраний. Одним из первых масштабную экспозицию увидел Павел Богданов.

Говорят, что в кабинете нынешнего канцлера Германии Ангелы Меркель висит портрет Екатерины Великой. И не только потому, что императрица была немкой. Прежде всего она была женщиной, которая сумела спланировать свой путь наверх и удержаться у власти долгих 34 года. В стране, где так сильны традиции мачизма, это невероятное достижение.

У неё, без всякого сомнения, была трудная жизнь, основные этапы которой можно проследить по этой сложносочинённой выставке в Михайловском замке. Выйдя в 16 лет замуж за наследника российского трона, она вступила в лишённый любви брак. Её задачей было родить наследника, а когда она это сделала, её снова отодвинули в сторону.

Изоляция продолжалась долгих 17 лет. Екатерина пыталась быть образцовой правительницей в духе Просвещения, искала дружбы и советов Дидро и Вольтера и даже написала проект конституции. Она была готова на всё, чтобы доказать: Россия не уступает ни одной из европейских.

Например, во внешней политике, которой посвящён отдельный раздел выставки. Здесь явной исторической параллелью можно считать присоединение Крыма к России в 1783 году. Как бы сказали сейчас, императрица лично курировала этот проект. И даже учредила специальные медали в честь этого события.

Для исторической перспективы было не менее важно, что Екатерина отправляла своих подданных в Европу. Они скупали произведения старых мастеров и заказывали новые для её дворцов. Вслед за Петром Великим она привозила в страну архитекторов, художников и ремесленников, чтобы они прославляли её двор и учили русских своим искусствам и ремёслам.

Ее называли покровительницей искусства. При этом понять, каким был в действительности вкус самой Екатерины, довольно трудно. Но главное — благодаря своей невероятной интуиции она понимала: только территориальными завоеваниями и экономическими успехами жить невозможно. Без культурной эволюции страна не может состояться.