На связи со студией Юлия Красикова, семейный психолог.
андрей зайцев,ведущий: Мы с Дариной подумали: а не психологическая ли это проблема — страх потерять работу.
дарина шарова,ведущая: Мы решили проконсультироваться у семейного психолога Юлии Красиковой, которая прямо сейчас с нами на связи. Юлия, скажите, может ли развитие искусственного интеллекта действительно стать серьёзной психологической проблемой для нас?
Юлия Красикова,семейный психолог: Вы хорошо сказали, что люди не боятся замещения своей работы искусственным интеллектом. И это как раз связано с особенностью психики — это наша защитная реакция, называется «отрицание». Это, когда я поставила машину не в том месте, пришла, а её там нет. И я думаю, может, я её просто в другом месте оставила, может, это не эвакуатор. Вот это отрицание — я не могу признать проблему — и есть своеобразная защита. Пока не начнётся действительно массовый процесс замены людей, люди не начнут волноваться, как мне кажется. А второй момент, второй тип защиты — рационализация. Мы всё объясняем. Что бы с нами ни случилось, всегда есть объяснение. И даже, если вдруг меня заменят роботом, сначала я буду отрицать, потом злиться — у нас есть пять стадий прохождения горя — потом придётся принять ситуацию.
андрей зайцев,ведущий: То есть, они быстрее, лучше, могут работать 25 часов в сутки? Вот как это принять?
Юлия Красикова,семейный психолог: Да. Но я всё равно думаю, что не все профессии можно заменить, особенно те, где человек-человек. Думаю, профессию психолога сложно заменить роботом.
андрей зайцев,ведущий: Сложно, но уже заменяют! Юля, вот вы боитесь?
Юлия Красикова,семейный психолог: Нет, я не боюсь, но даже если это случиться, как я говорила раньше, сработает психологическая защита, и я это объясню для себя. И каждый человек, столкнувшийся с трудной ситуацией, рано или поздно объяснит её себе. Помните, Галилея-то сожгли? А сегодня уже никто не сопротивляется, что Земля круглая.
дарина шарова,ведущая: Юлия, но по вашим наблюдениям, растёт ли число людей, боящихся остаться без работы?
Юлия Красикова,семейный психолог: Действительно, есть такая статистика по потере рабочих мест. И вы помните особо острые периоды, когда люди просто теряли работу даже в самых стабильных компаниях. Конечно, этот страх всегда есть, называется «страх угрозы будущего». И мы все под ним ходим. Но человек не может всегда бояться! Если он «условно», как мы говорим, здоров, то постоянно находиться в страх невозможно, это уже невроз.