Долголетие экспонатов — заслуга отдела реставрации музейных ценностей. Он работает с 1922 года. Сохраненных, спасенных и преображенных силами реставраторов полотен почти за столетие наберется немало. И вот только некоторые из них.
Дмитрий Левицкий, «Смолянки»
В конце XVIII века Дмитрий Левицкий написал серию портретов воспитанниц Смольного института. «Смолянки» попали в собрание Русского музея за два месяца до Октябрьской революции в крайне плохом состоянии. Однако до реставрации дело дошло только 10 лет назад. Авторский колорит был скрыт под толстым слоем лака. А знаменитый оливковый оттенок, которым так восхищались советские искусствоведы, оказался результатом старения. Также в ходе реставрации выяснилось, что Левицкий для создания портретов использовалвоск. Он придавал объём мазку и делал платья героинь по-настоящему воздушными.
Фёдор Бруни, «Медный змий»
Картина Фёдора Бруни «Медный змий» поражает своими масштабами. Площадь поверхности полотна составляет 48 квадратных метров. «Медный змий» считается самой большой по размеру картиной в русской исторической живописи. Почти 200-летная история произведения внесла изменения в его первоначальный облик: потемнел лак, исчезли яркость и чистота красок. Задачей реставрации было укрепление холста и красочного слоя, а также его очистка. Результаты работы позволили максимально приблизить картину к авторскому замыслу художника.
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова стал одной из первых картин в экспозиции музея. Но до реставрации дело дошло только в середине 1990-х годов, когда часть залов музея закрыли на капитальный ремонт. Лаковый слой картины был мутным из-за разложившейся пленки. Особенно это было заметно на темных участках живописи. Мастера отреставрировали холст, места утрат тонировали, картину покрыли тонким слоем даммарного лака, вставили в раму и через год с небольшим вернули на историческое место.