На связи со студией Сергей Ильченко, доктор филологических наук, киновед.
марианна дьякова,ведущая: Действительно ли история, которая легла в основу фильма — это реальная история, рассказанная одной девушкой Александрову?
Сергей Ильченко,доктор филологических наук, киновед: Это реальная история. Но как и всё в искусстве, естественно, она была обработана, причём в обратке этой истории участвовал не только Михаил Вольпин, но и Николай Эрдман — знаменитый драматург. Вообще, с этим фильмом связано много таких драматических страниц. Например, по ходу съёмок, что и задержало выпуск этого фильма на экраны, был репрессирован Владимир Нильсен, с которым ранее работал Григорий Александров. Тем не менее фильм получился весёлым именно потому, что он обратился к жизни народной. Если в «Весёлых ребятах» присутствовали некоторые иностранные персонажи, то «Волга, Волга» — это целиком народное кино, потому что в нём все вышли из народа.
михаил спичка,ведущий: И «жить людям стало лучше, жить людям стало веселее»?
Сергей Ильченко,доктор филологических наук, киновед: Ну в общем, да. Наверное, это был внутренний посыл. Александров не мог снимать другое кино, потому что он был главным нашим комедийным музыкальным режиссёром на тот момент. Иван Пырьев появится чуточку позже. Поэтому все лавры достались ему. Хотя тут надо отдать должное Исааку Осиповичу Дунаевскому, потому что если бы не музыка, фильм не получился бы наверное таким ярким. Можно сказать, что это фильм, который разошёлся на цитаты, но при этом снято ещё и кинематографически классно.
марианна дьякова,ведущая: А на какой натуре проходили съёмки?
Сергей Ильченко,доктор филологических наук, киновед: Они проходили на берегах русских рек — Волги, Чусовой — так что это не комбинированные съёмки, всё реально. Орловой приходилось купаться в воде, прыгать, там множество дублей было, и канал Волга-Москва показали- такой элемент продакт-плейсмента — мощное достижение советской гидротехники. Так что картина не только весёлая, она ещё и несёт позитивный, жизнеутверждающий смысл — продвижение образа родной природы и достижений родной промышленности.
михаил спичка,ведущий: Встречалась ли вам версия, что название фильма «Волга, Волга» подсказал Александрову Чарли Чаплин во время их встречи в Америке?
Сергей Ильченко,доктор филологических наук, киновед: Много ходит легенд про Чарли Чаплина и Александрова. Про «Волгу, Волгу» сказать не могу, но я знаю точно, что Чаплин был в восхищении от эпизода в «Весёлых ребятах» — знаменитой потасовки музыкантов. Вот это абсолютно точно. Это, как говорится, достоверно установленный факт. Название «Волга, Волга» очень точное и, наверное, оно справедливое, потому что Волга — это всё-таки главная русская река, главная река нашей страны.
марианна дьякова,ведущая: Насколько мы знаем, фильм был колоризирован, раскрашен. Как вы к этому относитесь?
Сергей Ильченко,доктор филологических наук, киновед: Я к этому отношусь негативно, потому что, ну представьте себе, что вы «Мадонну» Леонардо да Винчи немножко бы подправили колористически. Несмотря на то, что фильм чёрно-белый, всё-таки ощущение такой поэзии, романтики родной природы присутствует. И раскрашивать лес в зелёные тона, а реку в голубые по-моему абсолютно неправильно, потому что всё-таки фильм должен быть аутентичен. Проще говоря, каким его задумывал автор и каким его увидели зрители 80 лет назад.