На связи с программой «Хорошее утро» — Александр Боровский, искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ.
андрей зайцев,ведущий: Продолжаем нашу программу печальной новостью, которая пришла накануне. В возрасте 85 лет скончался выдающийся петербургский писатель и искусствовед Михаил Юрьевич Герман, брат кинорежиссёра Алексея Германа. О нём мы решили поговорить в нашем эфире по телефону сзаведующим Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженным деятелем искусств России Александров Давидовичем Боровским. Здравствуйте!
дарина шарова,ведущая: Александр Давидович, вы более 30 лет проработали с Михаилом Юрьевичем, были знакомы ещё до музея. Ваши родители с ним общались. Расскажите о нём, что это был за человек.
Александр Боровский,искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ: Это был последний рыцарь в нашей профессии. Он был профессионалом самого высокого класса, всю свою жизнь он старался не уронить уровень, планку и этическую, и профессиональную. Он довольно много претерпел в 80-е годы, он не шёл на компромиссы. Но главное, что сейчас осталось, он был изумительный писатель об искусстве. Я воспитан, моё поколение и, наверное, другие поколения на его книгах из серии «Жизнь замечательных людей», посвящённых художникам. Он любил Дюма и писал энергично, с интригой, завлекал поколения. Эта чудесная история нашей интеллектуальной жизни. Потом он писал очень серьёзные исследования о модернизме. Все они актуальны уже много десятилетий. И последнее десятилетие он писал чудесные мемуары, которые я всем советую почитать. О повседневной жизни, о мироощущении человека его поколения. У него была любовь жизни — Париж. Он ездил туда. Причём он скромно жил, он зарабатывал только своим трудом, пером. Хочется сказать пером и шпагой, потому что он отстаивал культурные интересы в самые разные времена. И про Париж он написал несколько книг о всех его уголках, о повседневном Париже, о пышном Париже. Это изумительная литература. Тридцать лет мы встречались, и мой отдел — мы относились к нему, как к старшему товарищу. Сейчас, конечно, виден масштаб этого уникального человека. Это было лучшее перо нашей профессии.