День рождения можно отмечать по-разному. Артисты предпочитают праздновать его на сцене. А художники — открывать выставки. Вот и Михаил Шемякин в честь своего 75-летия представил экспозицию «Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве» в рамках проекта «Воображаемый музей». На ней можно увидеть более шести сотен работ от произведений третьего тысячелетия до нашей эры до творений современных авторов. С подробностями Вячеслав Резаков.
Как многое в искусстве можно пеленать, бинтовать, укутывать. Завернуть, обернуть, упаковать, зачехлить, драпировать, вуалировать, набросить, занавесить, оплести, обметать, перевязать, обрешетить, обтянуть, обить, облечь, опутать. Только глаз. Или рот. Всю голову и целиком корпус человека, собаки, рояля, автомобиля.
Дерево, здание, мост. Все. Около 600 изображений – пятая часть тематической экспозиции, хранящейся в воображаемом музее Михаила Шемякина. Объемистые черные папки, размашисто и золотисто подписанные художником, хранят подборки изображений, обобщенные одним образом-ключом, как правило, формальным. Шар и куб, рука и здесь – пеленание.
Само современное искусство — искусство компиляции. Здесь оно налицо, с обычным в таких случаях диалогом, в который вступают образы, вырванные из своего привычного контекста. Но столь внушительное их количество и наглядная подборками, систематизация наводит на мысль скорее о тематическом альбоме, оказавшемся на стенах. Ощущая эту ненавязчивую дидактичность, зритель переходит от одного кляссера к другому, как переворачивает листы учебника, с которым сравнивает проект и сам мастер.
Тут важно, что обращен он сразу ко всем уровням компетенции от чайников до профессионалов. Если это не ирония, то рефлексия. По поводу самого изобразительного процесса, оформительской работы, воплощения идей через образы. Художнику полезно иметь готовые библиотеки образов, особенно таких, мерцающих по смыслу. Изменился контекст, и смысл перевернулся вверх дном. То, что работает в театральной сценографии или жанре перформанса. Видимо, для пущей наглядности в рамках проекта выставляются импровизации художников на заявленную тему.
Резюмируя свои полувековые исследования образов, Шемякин выражал надежду, что к ним присоединятся исследователи других дисциплин: психологи, социологи, врачи. К слову, надо упомянуть, что попытки осмысления темы выставки учеными проводились. В самый разгар холодной войны американские ученые Горер и Рикман выдвинули «пеленальную» теорию.
Они утверждали, что личность человека формируется тем, как его пеленают в младенчестве. В России пеленки бинтуют туго, оттого вырастают зажатые, агрессивные, склонные к тирании люди. Родившийся как раз в самой что ни на есть сталинской Москве Михаил Шемякин мог бы применить теорию к себе, что для всех нас послужило бы предостережением от чересчур буквальных параллелей между наукой и искусством.