В Петербурге стартовал 26-й фестиваль «Звезды белых ночей», в рамках которого состоится больше 200 концертов и спектаклей. Открылся этот обожаемый горожанами и гостями нашего города форум премьерой оперы Джузеппе Верди по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Фальстаф». Павел Богданов побывал на вечере и готов рассказать подробнее.

Заканчивая «Отелло», Джузеппе Верди  убежден –это его последняя опера. Но  друг и соратник Аригго  Бойто прислал  ему либретто «Фальстафа». А Верди давно мечтал написать оперу по шекспировской комедии. При этом композитор  был совсем не уверен в успехе и показал новинку лишь в кругу друзей.

Эта опера так и не стала хитом, что вполне объяснимо. Ведь произведение сложно и музыкально, и содержательно. Хотя либретто – это почти комедия положений, где стареющий физически, но молодой душой герой авантюрист ищет любовных приключений. В новой версии Мариинского театра партию Фальстафа исполняет молодой Вадим Кравец

Расставляя ловушки, Фальстаф попадает в них сам. Его незатейливые хитрости видны насквозь. Итог авантюры — насмешки в его адрес. И  вот это самое интересное. Ведь в таком сюжетном повороте можно разглядеть аллегорию прощания самого Верди с этим миром. Ощущая, подобно Фальстафу, немалые силы, итальянский маэстро понимает, что на празднике жизни он уже — чужой. А шоу должно продолжаться.

В версии итальянца Андреа де Розы, который уже поставил в Мариинском «Симона Боканегра», в первых двух действиях чередуются сцены, происходящие в таверне и в доме  бюргера  Форда, в мире бедных и богатых. Они  разделены стеной, через которую общаются герои. На сцене эта условная преграда в финале исчезнет. Но возможно ли такое в жизни?

«Все в мире – шутка. Человек рожден шутником», –  поет в финале сэр Джон. На склоне лет эти слова  Верди мог бы  назвать своим жизненным принципом. Иначе написал бы он  в 80 лет партитуру, которую критики назвали «дышащей жизнью», а музыканты не могут до конца разгадать и больше ста лет спустя? Мариинский театр предпринял новую попытку совладать с этим творением композитора. Оценить, что получилось, можно будет еще как минимум четыре раза во время фестиваля «Звезды белых ночей».

Бессмысленности любых войн и, в частности, памяти 8000 погибших в ноябре 1917 года итальянцев, державших оборону против австрийской армии в долине реки Изонцо в Альпах посвящено произведение Александра Радвиловича. Композитор приурочил свой «Альпийский реквием» к 100-летию со дня трагических событий газовой атаки. Состав музыкантов вызывает особенный интерес.

Нет привычного хора, солистов-вокалистов и оркестра. Вместо них – множество ударных, фортепиано и вокальный квартет. При этом музыканты принимают активное участие в сценическом действии. Премьера реквиема состоялась в доме композиторов в рамках фестиваля «Петербургская музыкальная весна».