«Должен признаться, я очень доволен этой оперой» — писал Вольфганг Амадей Моцарт своему отцу накануне первых репетиций «Похищения из сераля».
После премьеры в венском Бургтеатре и других довольных было немало. Моцарту удалось создать нечто непохожее на прочие постановки, угодить тогдашней моде на все турецкое, создать веселую пьесу с музыкой о приключениях двух влюбленных. Ведь и сам композитор тогда переживал роман со своей будущей женой Констанцией. Передать моцартовское жизнелюбие постарались в театре «Санктъ-Петербургъ Опера», где накануне представили свое «Похищения из сераля». Одной из первых постановку увидела Анна Лесина.
«Похищение из Сераля» – не самая популярная опера. За кажущейся легкостью комедии-водевиля кроется трудная в исполнении постановка, за которую возьмется не каждый театр. «Санктъ-Петербургъ Опера» сделал чрезвычайно сложное — сохранил канву известного сюжета о вызволении красавицы из турецкого плена и подготовил три полноценных актерских состава. Последние две недели перед премьерой исполнители репетировали в полном облачении, чтобы вжиться в образы колоритных восточных героев.
Каролина Шаповалова, солистка театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Я очень давно хотела спеть героиню, потому что мне доставались раньше роли типа Адель, служанок, предприимчивых девушек. Можно сказать, это первая премьера, где я пою героиню. И, конечно, этот образ какое-то время мне был далек, но за все время репетиций я прониклась этим образом. Это все-таки дама величественная».
Нынешняя постановка в театре Юрия Александрова – это своего рода эксперимент, где круг действующих лиц расширился, среди них появились друзья и близкие Моцарта, и лирическая комедия приобрела драматические черты.
Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России: «Для режиссера здесь я избрал достаточно сложный путь, поскольку мы играем два спектакля в одном. Мы рассказываем о нехитрой истории комической, водевильной даже. А во второй части есть эпизоды из жизни Моцарта, его личная драма, раздвоение между творчеством и семьей».
Усложнив композицию, Юрий Александров остался верен оригинальному легкому музыкально-драматическому жанру. Развернутые диалоги, перемежающиеся с ариями – черта зингшпиля, популярного в XVIII веке. Режиссер сохранил мелодику австрийской и немецкой фольклорной песни, но наделил патетическими монологами оперы-сериа и иронией изящной оперы-буффа.
Антон Морозов, солист театра «Санктъ-Петербургъ Опера»: «Процесс репетиционный сложный, потому что материал трудный, Моцарта в принципе нелегко петь. Партия очень сложная, немногие певцы в мире поют эту партию, нам представилась честь ее исполнить здесь».
За нехитрой историей кроются тогдашние политические настроения в Европе. Вторжение Турции на территорию Австрии отразилось и на театральных сюжетах, и на музыке. В опере впервые звучат пришедшие с Востока ударно-музыкальные инструменты. Шум барабанов и свист малых флейт вдохнули в Сераль жар пламенной страсти, не угасший до сих пор. И тому подтверждение – раскатистая рулада и блеск узорчатых одежд, покоряющие петербургскую сцену.