Провокация — почерк Нового императорского театра. Его кредо — поступать со зрителем жестко: от откровенно вызывающих костюмов и сцен до способа взаимодействия с публикой.
Спектакль «ВОН» по Хармсу — экстравагантный трагифарс с элементами водевиля. В абсурдную сценическую повесть вошли случаи, объединенные конфликтом личности и толпы. Этим спектаклем театр открывал свой первый сезон в 2015 и теперь возобновил постановку.
Олег Еремин,режиссер: «Спустя пару лет вдруг стало понятно, что он очень политический (вдруг оказался!) То есть, казалось, те темы, которые там внутри скрыты, они как бы есть, но это все про тридцатые годы, это все с биографией Хармса, со всеми этими сталинскими делами, но прошло два года и как-то таким взглядом смотришь и думаешь: да ладно? Да вы че вообще? Да не может быть!»
Актеры и режиссер выстраивали композицию, намеренно избегая сюжетности, иначе к Хармсу спектакль не имел бы никакого отношения. Но здесь абсурд — лишь литературная форма, шифр, за которым — структура, и в ней неразрывно существуют смех и ужас. И, как у Хармса, в каждой истории, где хоть что-нибудь происходит, не происходит ничего хорошего, а финал подводит героев к самому краю пропасти.
Анастасия Балуева,актриса: «Это не бытовой спектакль, они не нормальные люди. Может быть, их можно встретить на улице, но их сразу можно вычислить, и именно вот эту атмосферу и вот это ощущение необычности и ненормальности держать на протяжении всего спектакля тяжело».
Ненормальность связана и с судьбой самого Хармса — его жизнь закончилась в сумасшедшем доме. Если не помнить об этом — происходящее покажется чистой воды абсурдом. Сцены напоминают и знаменитый вечер ОБЭРИУтов — своего рода пир во время чумы, и совершенно обычный вечер человека, сидящего перед телевизором, зомбированного бесконечным повторением рекламы.
Анастасия Балуева,актриса: «Когда ты сидишь, как я — напротив Вас, смотрю человеку в глаза — я ничего не делаю, я просто на него смотрю, я ничего ему не транслирую. Это приводит человека в замешательство, он не знает, что ему делать. Начинает стесняться, начинает бояться, думать, что что-то должно произойти, а ничего не произойдет. Так задумано».
Олег Еремин,режиссер: «Были случаи, когда люди смотрят сначала половину спектакля на таком веселом кураже, потому что там всякие шутки, тексты смешные песни, а потом все грустнее, грустнее, грустнее. И под конец они сидят абсолютно выбитые из толку, потому что они не понимают куда их ведут».
Впрочем, Новый императорский театр и не пытается угодить публике, а напротив, пародирует любимые ею постмодернистские постановки (с долей иронии и в адрес самих себя). В конечном счете, одна из целей такого спектакля: зрителя, далекого от новой формы существования, выгнать из театра вон.