«В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». «Поэзия простых вещей» – так называется выставка художника Владимира Кожевникова, открывшаяся в галерее Artefice, ну а ремарка из Бродского – как преамбула.
Пройдя через иконопись, художник Владимир Кожевников стал певцом российской природы. Как и многие до него, он разыскал в глубинке ее вечный дух, прячущийся, но витающий повсеместно.
Сегодня Кожевников – признанный мастер и теоретик живописи. Создатель творческого объединения «Аргонавты». Экспозиция включает работы разных лет и жанров. На своих полотнах он, как аргонавты в старину, отправляется на поиски сокровища, укрытого далями и временами, но оборачивающегося чем-то простым и знакомым. А нам, как Медея, неоценимую помощь в обретении смыслов окажет Дарья Патрина.
Владимир Кожевников должен был стать оператором ЭВМ, а вместо этого начал реставрировать иконы. И уже они привели его в живопись. Первые циклы – о Русском Севере – не просто пейзажи, но художественные исследования тихой и запущенной провинциальной жизни».
Впрочем, Кожевников конца 80-х и конца 2010-х как два разных художника. За 30 лет не осталось и следа древнерусской тоски, напротив, картины напитались солнцем, цветом и почти осязаемой сочностью. Будет ли это домик в Гурзуфе, зимний лес, бесконечная дорога в Поволожье или узкие улочки в Италии… Живопись для Кожевникова – как машина времени и точка телепортации.
Из поездок, совершенных в XXI веке, рождаются картины с дорожной каретой, деревенскими жителями в валенках или с женскими фигурами в нарядах начала прошлого века. Читается то Левитан, то Грабарь, то Кустодиев, то Коровин, но как будто лишенные драматизма, как «Война и мир» в современном хрестоматийном пересказе.
Но что точно не отнять у художника Кожевникова – радость жизни. Она как будто заложена в грунте каждой его картины, и дальше – в каждом мазке. Искреннее любование увиденным, даже самыми простыми вещами. Чувственность, отказавшаяся от рефлексии. Редкость в современном искусстве.