Пока одни театры отправляются на каникулы, другие и не думают отдыхать. Особенно неугомонными оказались артисты-кукольники. В театре Karlsson Haus для них устроили специальную летнюю Лабораторию фигуративного театра. Что это такое?!
Люди из разных городов России и зарубежья, актеры, художники и режиссеры собираются вместе, чтобы поиграть в куклы и другие подручные предметы. А затем результаты таких мастер-классов представить публике. Вячеслав Резаков игривому настроению не поддался, оставшись наблюдателем.
Возьмите газету! Склонитесь к ней и расскажите самые трогательные случаи из детства. Обхватите газету за талию, пусть она ведет в этом танце. Возьмите ее за руку! Короче, возьмите, наконец, газету, а то она возьмет вас! Причем не так, как вы это любите. Сцена за сценой — парад участников полчаса, но, думаю, вы уже видели достаточно, чтобы резюмировать закономерное отношение кивком и кривой усмешкой: дескать, все кажется, что современный театр дошел до ручки, а нет, еще есть куда. Это не спектакль. Это изнанка, кухня театра. О чем постоянно предупреждают своих зрителей участники летней лаборатории в Karlsson Haus. Здесь в эти дни кукольников учат своим наработкам зарубежные мастера. И конкретно это дело рук Филиппа Родригез-Жорда. Французский мастер своей основной задачей видит преодоление клише кукольного театра.
Газета здесь — один из инструментов преодоления внутренних зажимов. Дайте актеру Петрушку или Арлекина, большая часть уже сказана за него давным-давно. А тут без рук, без ног, без топоренка абсолютно обезличенная газетная простыня. Любая кукла, даже та, которую нельзя создать руками.
Вместо газеты можно взять бамбуковую палочку, крестец партнера, главная цель — отыскать в дуэте не куклу, а свое тело. С тех пор как кукольники вышли из-за ширмы, это, возможно, самая сложная задача фигуративного театра. Нетривиальное по сути противоречие: с одной стороны, актер должен быть не заметен рядом с куклой, с другой – кому интересна заурядность на сцене?
Кульминацией стало представление, около двух десятков спектаклей идут одновременно. Каждый участник, как улитка, принес на себе свой собственный маленький театр. Заглянув в очередной вертеп, наскоро сбацанный из подручного и прочего, зритель видит зародыш будущего спектакля, опровергающего клише и штампы представлений о кукольном театре. Вот чеховский Иванов, где заглавную роль исполняет стакан, а пакетик и сахар – его жена и любовница. А здесь, в лесу стриптизных пилонов, к роли танцующих кукол приглашают самих зрителей. А тут зрители должны превратить в куклу саму сцену. Колодец, сквозь который летит Алиса, все страньше и страньше. Поневоле как-то большим доверием проникаешься к газете.
В ней, как в неотесанной глыбе мрамора, скрываются все возможные будущие шедевры. Сценография, интенции, трактовка роли, которую вы наверняка поймете. Сами подумайте: зачем газете врать человеку?