А вы знаете, что такое козули? А как звучит колёсная лира? Не надо залезать в интернет, а лучше отправиться на берег Свири, в деревню, затерянную среди дремучих лесов заповедного края.
Когда-то в деревне Мандроги жили вепсы. Охотились, рыбачили, торговали – повезло им оказаться на пути «из варяг в греки». В петровские времена край обживали корабельные мастера. В последнюю войну деревня сгорела, и возродилась 22 года назад. На этот раз в ней поселились мастера старинных ремёсел.
В Мандрогах буквально переносишься во времени. Никаких машин – передвигаются только в конной повозке да пешком. Здесь никто никуда спешит — некуда и незачем. В старинных избах, перевезённых из Прионежья и Приладожья, работают и даже живут мастера.
Константин Егоров,мастер козулей: Дом настоящий, подлинный. Здесь много поколений людей прожило. Одни из первых — Владимир Петрович и Мария Фёдоровна. Было у них 12-13 детишек, семьи большие раньше были. А иначе никак. Деревня 200 лет тому назад, руки нужны, помощники нужны. Принцип жизни очень простой: «как поработаешь — так и полопаешь».
В каждой избе свое ремесло. В этой пекут те самые козули – архангельские пряники-обереги. Так их назвали в честь козы, приспособившейся к условиям севера куда лучше, чем коровы. Спорится дело у кружевницы, которая, если захотите, с радостью расскажет, чем белёвские кружева отличаются от вологодских. Куда не заглянешь – везде ткут, вырезают, лепят, расписывают. Есть в деревне и своя кузница.
Ну, а какая деревенская жизнь без музыки? Василий Евхимович, когда-то работал инженером в Казани, но однажды попал в фольклорную студию и открыл для себя новый мир. Там же влюбился в колёсную лиру, которая из Франции в Россию попала во времена боярской смуты. Теперь Василий сам их вырезает.
Приехав в Мандроги, узнаешь много о житии-бытии наших предков. Но это не просто восстановление белых пятен.
Константин Егоров,мастер козулей: Если приезжают люди деревенские, им это более-менее знакомо. Приезжают городские, начинают вспоминать бабушек-дедушек. Что-то такое похожее из их детства всплывает в памяти, а тут они это увидели. Чувствуешь: это наше родное, российское. Кто-то ухват увидел, кто-то самовар, кто-то полати увидел. А мы рассказываем, что можно спать и на полати, и на лавке спать. Иностранцы тоже с удовольствием это наблюдают. Радуются, что в России жизнь прекрасная и сейчас, и 200 лет назад…