Вниз к центру земли. На глубине 70 метров сейчас метростроевцы прокладывают тоннели новой станции «Горный институт». Она войдет в состав Лахтинско-Правобережной линии и станет третьей на Васильевском острове.
Число тоннелей множится, а недавно строители приступили к возведению первого зала для платформы. Кстати, как выяснил наш корреспондент Александр Чуев, петербургские грунты, известные своей капризностью, на этот раз местами были настолько податливы, что покорились отбойным молоткам, а не мощному проходческому щиту.
АЛЕКСАНДР ЧУЕВ,корреспондент: «Угол Косой линии и Большого проспекта Васильевского острова. Сегодня здесь – самый большой в городе котлован глубиной почти 30 метров. Рядом рабочие собирают тоннелепроходческую машину с красивым именем «Аврора». Это первая в мире установка для прокладывания наклонного хода для новых станций метро. Там где будут эскалаторы. Аппарат разработан специально для Петербургской подземки».
«Аврору» опробовали при возведении станции «Обводный канал». Затем успешно использовали при строительстве «Адмиралтейской» и «Спасской». Любопытно, что само изобретение первого в мире тоннелепроходческого щита напрямую связано с Северной столицей. Ровно двести лет назад в 1818-м году был зарегистрирован патент английского инженера Марка Брунеля.
По просьбе русского императора Александра Первого, иностранец придумал способ разработки тоннеля под Невой. Однако в последний момент самодержец передумал – посчитал, что мост будет надежнее. И Марк Брунель проложил свой первый тоннель под Темзой несколько лет спустя. А метод стал называться лондонским, хотя мог бы быть петербургским. Зато сегодня отечественные инженеры создают гораздо более дешевые тоннелепроходческие щиты, чем на западе.
АЛЕКСАНДР ЧУЕВ,корреспондент: «Здесь строят вентиляционную шахту для станции «Горный институт». Впервые вертикальный тоннель, по сути колодец, разрабатывают с помощью машины, а не вручную».
Щит идет в три раза быстрее, чем человек. Но главное, в вертикальном тоннеле – объекте повышенной опасности – минимизировано число работников.
СЕРГЕЙ ДЕНИСОВ,механик подземных работ: «Это стволопроходческий комбайн, он российского производства, сделан по заказу «Метростроя» в Туле. Механизирована разработка грунта, выдача его на поверхность и также монтаж обделки».
Сама станция залегает на 70-метровой глубине. Это три параллельных тоннеля. Два железнодорожных и один большой, почти 10 метров в диаметре, под платформу. Вот здесь уже рабочие орудуют отбойными молотками. Просто щит дольше монтировать. К тому же под Горным институтом горная порода мягкая и податливая – это кембрийская глина
ДЕНИС ЕВСЕЕВ,проходчик 4-го разряда: «Бывают такие моменты, когда песчаник идет, вот песчаные слои, тогда трудно и тяжело. И пики ломаются, а когда песчаника нет, она нормально идет, нормально откалывается, проблем с работой никаких».
«Горный институт» – станция пилонного типа. Первую арку уже начали разрабатывать. Силуэт легко узнаваем. Вскоре ее, как и остальные, облицуют светло-голубым мрамором. Индустриальные интерьеры сменят на венецианские – по мотивам работ первого архитектора Северной столицы Доменико Трезини. Длинный коридор – только половина будущей 160-метровой платформы. Она рассчитана на восемь вагонов. Тогда как в основном в петербургской подземке в составы включают только шесть. Все потому, что «Горный институт» станет самой проходимой станцией на всей ветке.
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ,начальник отдела реконструкции и строительства метрополитена КРТИ: «Что касается «Горного института», то там поток студентов очень большой. Станция рассчитана до 25 тысяч человек в час. Мы предполагаем, что мы разгрузим станцию «Василеостровская». Второй вестибюль станции «Спортивная» ее разгрузил, конечно, но не настолько как хотелось бы».
К «Горному институту» подводят подземные железнодорожные пути от станции «Спасская». Их протяженность более трех с половиной километров. Рабочие ведут строительство под Невой, как раз в тех местах, где это планировал делать английский инженер Марк Бруннель двести лет назад. Однако сегодня метростроевцы сталкиваются с совершенно другими трудностями. На участке будет еще одна станция — «Театральная», рядом с Мариинкским театром. К сожалению, пока проходная.
ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВ,начальник отдела реконструкции и строительства метрополитена КРТИ: «Мы столкнулись при строительстве ствола 574-й шахты с Министерством культуры. Были выписаны предписания об ограничении работ. То есть практически полгода не вели работ. Были сделаны археологические раскопки. Было сделано заключение, что на данном участке нет никаких археологических ценностей. После этого работы были продолжены».
Масштабное подземное сооружение возводят ударными темпами. Если строители больше не встретят препятствий и выдержат крайне напряженный график, уже к концу следующего года новая станция «Горный институт» станет доступной для пассажиров.