«Баффангард. Необычное уличное» – это собрание фотографий работ стрит-артистов со всей России, имеющее четкую классификацию.
Вообще, в самой идее систематизации этого жанра есть что-то парадоксальное. Поскольку до сих пор нет четкого критерия: как отличить стрит-арт от обычного вандализма? Эстетическая привлекательность? Искусство не обязано быть красивым. Не портить своими каракулями что-то чужое? Отнюдь!
Довольно вспомнить о том, как Дэмиен Херст рисовал красное пятно на портрете Сталина. Отбросить изобразительную сторону, счесть все это акционизмом? Тогда швырять камнями в электрички – тоже искусство. Пусть бы Демиен Херст первым бросил камень в тех, кто не видит явные признаки акционизма: спонтанность, подлинная экспрессия. И главное – бурная эмоциональная реакция участников и общества. Постаралась Дарья Патрина.
Тег – самая архаичная форма стрит-арта. Никнейм художника или группы. Инициалы, буквы, слова, изображения. Первоначальная цель – отметить как можно большее количество зданий и территорий. Бывают скромными, бывают броскими. Например, это слово «зачем» на кирпичной стене – не обращение к горожанам, а название одной из самых уважаемых и старых «граффити-банд» в Петербурге.
Бафф – творчество коммунальных служб, закрашивающих тэги и граффити. В России, как правило, напоминает заплатки и совершенно не попадает в основной цвет стены. По-своему живописно. В Instagram есть популярный профиль «Таджик Ротко», куда стекаются изображения самых красочных в стране баффов. Петербургские фото изобилуют сочетаниями неярких пастельных тонов.
Постбафф – ответ художников коммунальным службам. Баффы обыгрываются, насколько хватает фантазии. Пиксельная графика в стиле первых компьютерных игр. Или стены в стилистике русского авангарда. Даже если просто провести линии по границе баффа – это уже постбафф.
Мимикрия – небольшие и неброские рисунки, выдающие себя за служебные надписи коммунальных служб, долгожители в мире стрит-арта. Их не закрашивают, потому что сами коммунальщики сомневаются в их природе. Петербургская группа «Осколки» довела этот прием до вершин иронии.
Трафареты и постеры на улицах Петербурга довольно редки. Но и они – участники диалога. Трафарет обезьянки напротив трафаретов «Ленэнерго» и «Россетей». Приемы множатся, словарь расширяется. Эстетическое чувство горожан теребят непрестанно. От возмущения до симпатии, ведь порой граффити-райтерам не откажешь ни в таланте, ни в чувстве прекрасного.