Удивительная чёткость пропорций, лаконичность формы, красота силуэта — все эти дифирамбы творение Огюста Монферрана слышит с момента своего рождения — с 1834 года. И сразу же Александровская колонна стала одним из символов Петербурга.
Эту каменную глыбу нашли под Выборгом. И от туда её целиком доставляли в Петербург. За дело взялся подрядчик Василий Яковлев. Он написал расписку, что, если она треснет и он не довезёт её до Петербурга, то он уже за свой счёт возьмёт вторую, третью, четвёртую до тех пор пока не довезёт целый камень.
Вдохновлялся архитектор при работе римской колонной Траяна, колонной Помпея в Александрии и Вандомской колонной в Париже. Но получилось у него ни на что не похожее чудо.
Конечно, она уникальна, потому что, во-первых, здесь фрагменты битв, во-вторых, ангел немножко своим лицом напоминает Александра I. Поэтому эта колонна совершенно уникальна. Кроме того Монферран использовал очень многие технические новшества, которые уже использовались при строительстве Исаакиевского собора. В том числе Бетанкур изобрёл специальный токарно-винторезный станок, который обрабатывал эту колонну.
После установки колонны многие петербуржцы боялись, что она может упасть и не гуляли здесь. Чтобы развеять эти предубеждения Монферран до самой своей смерти каждый вечер приходил сюда и подолгу гулял со своей собачкой. Называется монумент, как известно, Александровская колонна, но после выходя в свет стихотворения Пушкина «Памятник», где он упоминает Александринский столп. Это наименование так крепко засело в умах человечества, что, мне кажется, пора объявлять батлл.