Что может стать с аварийными историческими объектами? И готовы ли за них взяться инвесторы? Репортаж Антона Цумана.
Антон Цуман, корреспондент: «Обводный канал 116 литера А корпус 2. Недавно выявленный объект культурного наследия. Деревянный дом конца 19 века построенный для работников железной дороги. Последние годы он стоял почти полностью заброшенным. Ключевое слово — заброшенным. Если попытаться составить хотя бы примерную карту таких проблемных мест Петербурга окажется, что их не единицы — десятки».
Центр города, пересечение Вознесенского и проспекта Римского-Корсакова. Дом Челищева. Трехэтажный особняк 18 века, перестроенный под доходный дом архитектором Пуаро. Теперь в многочисленных лабиринтах проходных квартир лишь осколки современного быта вперемешку с остатками былой роскоши.
Антон Цуман: «Когда-то здесь был или бальный зал или, наверное, большая гостиная. Теперь здесь только плесень, остатки паркета и забитые ещё в советское время световые окна. И, по словам экспертов, это ещё не самое плачевное состояние».
Поэтому аварийный дом три года назад наконец расселили и теперь ищут инвестора, способного и 7 тысяч квадратных метров помещений в порядок привести, и уникальным дровяным печам не навредить. А они здесь на особом учете. По словам пресс-секретаря Фонда имущества Валерии Герус инвесторы зданием интересуются, но брать пока не спешат.
Теперь здание готовят к очередным торгам. Начальная цена — 270 миллионов рублей. Цена элитной трёшки в центре Москвы.
Аукционный зал фонда имущества. Только что с молотка ушел земельный участок в Сестрорецке с расселенным деревянным домом. Такие торги здесь проходят несколько раз в неделю. Но и такого эффективного механизма оказывается недостаточно. И ветхие объекты культурного наследия теперь могут сдавать в аренду. Буквально за рубль. И одним из первых — Царский вокзал в Пушкине.
Главное условие — восстановить исторический объект. Сто лет назад сюда прибывали поезда с членами императорской семьи и видными иностранными гостями. После революции павильон переделали в заводское общежитие, потом — в подсобные помещения аграрного института. Краевед Вячеслав Тарасов, который в 90-е был его сотрудником, вспоминает, с каким энтузиазмом разрабатывал план дать вокзалу вторую жизнь.
Из-за бюрократических проволочек все проекты положили на полку. С тех пор вокзал окончательно обветшал и даже несколько раз горел. Теперь его привели в относительный порядок и подготовили к торгам, которые пройдут уже в этом году.
Конюшенное ведомство. Несколько лет назад весь город обсуждал планы инвесторов приспособить его под элитное жилье, не оставив и следа от исторической планировки. Теперь от этих планов город официально отказался. Но долгий поиск компромисса между сохранением и приспособлением исторических зданий, по мнению экспертов, огромный риск с точки зрения бизнеса.
Но найти золотую середину всё-таки можно. Никольские ряды в Коломне. В таком плачевном состоянии они были ещё 7 лет назад. Здесь планировали надстроить пару этажей, застроить двор двумя бизнес-центрами. Все эти годы не утихали споры и обсуждения. И теперь, после реконструкции он выглядит как на фотографиях начала прошлого века. А во дворе сохранили участок старой мостовой.
Все это лишь малая часть таких проблемных мест на карте Петербурга. Ожидает спасения дача Змигродского в Сестрорецке, ждет согласования реконструкции особняк Турчаниновой на Васильевском, медленно разрушается бывшая карточная фабрика на Обуховском. Есть множество способов дать забытым, законсервированным, заброшенным историческим зданиям новую жизнь. Самое главное — успеть, пока ещё есть, что спасать.