Начало сезона – самое горячее время для театров. Считается, что именно на осень и зиму приходится пик зрительского интереса. А что выбирают петербуржцы? Антрепризу или репертуарные спектакли? Репортаж Татьяны Баженовой.
Зритель любит театр, театр любит деньги. Это принцип продюсеров привозных антреприз. Петербург заполонили спектакли-гастролёры с легким содержанием и звездными именами. Попросту говоря, театральная попса.
Весело, безвкусно и дорого – антрепризы вовсе не заботятся о качестве театрального продукта. Сборы становятся важнее. А зритель осознанно выбирает то, что в профессиональной среде называют «чёсом».
Татьяна Баженова, корреспондент: «А ведь еще каких-то полвека назад ленинградский театр гремел на всю страну. Большой драматический театр и мост, который прозвали "Не найдется лишнего билетика?" На спектакли Георгия Товстоногова мечтал попасть не просто весь Ленинград – весь советский союз. Как будто и не было этого эпохального прошлого. Куда делось качество театральных постановок?»
Вот, например, хит БДТ – постановка Товстоногова «Ханума». Записана на Ленинградском телевидении. Зрители говорят, пересматривали спектакль по 10-15 раз! И запомнили на всю жизнь.
А вот запомнят ли петербуржцы современный «попкорн», совсем не факт. Проблему засилья неоднозначных постановок, чаще всего привезенных из столицы, обозначил Народный артист России Рудольф Фурманов.
Рудольф Фурманов, художественный руководитель Театра антрепризы имени А. Миронова, Народный артист России: «Конкуренции у меня нет. Зрителей никто не переманивает! Я сейчас забочусь о воспитании зрителя. Просто какой материал они приносят! Это зарабатывание денег!»
Фурманов призвал на помощь власти. Вот несколько его писем губернатору с просьбой содействовать развитию петербургского репертуарного театра. Георгий Полтавченко писал подчиненным – «прошу внимательно проработать и принять меры». Но остановить коммерцию почти невозможно. Увы, в современном споре – искусство или деньги – всегда побеждают последние.
ДК Выборгский. Площадка, где идут только антрепризы. Дают «Маленькие комедии» по Чехову. В афише известные на всю страну имена — Сергей Шакуров, Мария Аронова и Михаил Полицеймако. На сцене – сомнительная драматургия.
«Навар» такого «чёса» впечатляет. В Выборгском чуть больше 1300 мест. Билет на выступление звезд стоит в среднем три тысячи рублей. С одного показа театральный продакшн выручает почти четыре миллиона рублей.
Евгений Авраменко, театральный критик: «Когда театр обращается к архаичным формам, когда не нужен режиссер, когда все построено на приглашенных звездах, вот это, как правило, отличает антрепризные постановки, рассчитанные только на коммерческий успех».
В антрепризе страдает сценография, музыкальное оформление и много других художественных решений. Но зритель идет, зрителю нравится.
Антреприза — лишь форма организации спектакля. И раньше это слово не имело негативного оттенка. В постановке участвуют приглашенные артисты и режиссеры. Работу во временных проектах осознанно выбирают и некоторые артисты. Актер Андрей Носков покинул Большой драматический театр в 2005-м, с тех пор — активно участвует в антрепризных постановках. Спектакли с Носковым идут в Петербурге, Москве, гастролируют по России.
Андрей Носков, актёр: «Антреприза всегда была популярна, потому что брала на себя немного другой сегмент театра, который не используют академические театры. Это могла быть и бульварная драматургия или какая-то комедия. Мольер, Гальдони. Поскольку это мало используется в театрах, антреприза востребована, ведь людям нужно посмеяться».
В центральной театральной кассе города на Невском проспекте уверяют – стараются учитывать вкусы всех категорий зрителей. В приоритете – расклейка афиш городских театров. Ведь их предложение — более чем объёмно: драма, комедия, опера, балет.
Ольга Червочкова, исполнительный директор «Дирекции театрально-зрелищных касс»: «Процентажа нет. Зависит от того, что представлено на сценах, то и представлено у нас. Мы государственное предприятие и ориентируемся на государственные театры. Антреприза — это следующий шаг в развитии нашего предприятия и интереса горожан. У нас 50/50 — представлены афиши и государственных, и антрепризных спектаклей».
Но, к сожалению, репертуарные театры нередко проигрывают схватку за зрительское внимание.
Рудольф Фурманов, художественный руководитель Театра антрепризы имени А. Миронова, Народный артист России: «Давайте как-то выбирать, кого мы приглашаем. Давайте сделаем фильтр, что брать, а что не брать!»
На полях культуры должны расти разные цветы — говорят критики. Каждому спектаклю – свой зритель. Но в городе, где когда-то творили Товстоногов и Владимиров, театральный фастфуд не нужен.