Истории уже написанной, земной посвящена новая выставка в петербургском Музее театрального и музыкального искусства «100+10». Целый век — именно столько официально исполнилось музею в этом году, а за последнее десятилетие его коллекция приросла уникальными по своей ценности экспонатами. Дарья Патрина расскажет обо всем по порядку.
Коллекция сценических костюмов Майи Плисецкой работы Пьера Кардена, пуанты блистательных современных балерин, архив Сержа Лифаря с рисунками и письмами, одесская шарманка начала прошлого столетия, скрипка петербургского мастера XVIII века, берет Рудольфа Нуриева, собрание керамических свистелок. Эти вещи, разрозненные и разномастные, объединяет только один факт: в коллекцию Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства они попали в последние десять лет.
Настоящий бриллиант в оправе — коллекция Лобановых-Ростовских, большую часть которой в 2008 году купил, а в 2013 передал музею фонд «Константиновский». Несколько десятков работ из своей личной коллекции Нина Лобанова-Ростовская преподнесла в дар музею лично. И эта часть сейчас выставляется впервые.
Более 300 работ: Бенуа, Бакста, Добужинского, Гончаровой, Экстер, Рериха, Судейкина — в одном небольшом зале буквально покрывают стены от пола до потолка в порядке почти хаотичном. Но такова и была задача: представить эту часть коллекции в ее первозданном диком виде без кураторских пояснений. Поразить зрителя, надолго прервав его неспешное передвижение по экспозиции.
Оформлять юбилейную выставку пригласили известного немецкого архитектора и дизайнера Уве Брюкнера. Его задача была чрезвычайно сложной — вписать полторы тысячи разнообразных объектов в существующую и действующую экспозицию. Русский синий — главный цветовой маркер, этим цветом разбивается и объединяется внутреннее пространство Шереметевского дворца.
Зал Лобановых-Ростовских — концентрация синего, в соседнем — с костюмами, напротив, синий как будто растворяется.
Уве Брюкнер,дизайнер, архитектор: «Зал с костюмами сложный. Ведь театральный костюм предназначен в первую очередь для демонстрации на сцене. Поэтому мы придумали поставить все манекены на подиумах, как будто это модное дефиле. Окна закрыли зеркалами, подчеркивая театральность пространства, а на стене пустили видео, напоминая, что костюмы создаются для сцены».
В одной экспозиции с любимым платьем Майи Плисецкой скромное письмо Илларии Ларде может и затеряться. Но главный смысл бережно собранного, сохраненного и выставленного — для каждого экспоната когда-нибудь найдется исследователь. А попадание в музей, возможно, лучшее продолжение жизни для частных коллекций.