В Петербурге наконец можно посмотреть «Глубокие реки». Фильм, который получил в этом году приз «Кинотавра» за лучший дебют. Первый в истории фильм на кабардинском языке. Интересно, что режиссер Владимир Битоков кабардинским не владеет. И вообще признается, что эта история не привязана к Северному Кавказу, она могла произойти в любом другом месте на планете. Главное, чтобы там были горы, лес и река.
Дарья Патрина,корреспондент: «Играет ли природа какую-то особую роль в вашем фильме?»
Владимир Битоков,режиссер: «На мой взгляд, природа играет главную роль в этом фильме. Потому что это такое сосредоточение нескольких стихий: водной, горной, лесной, дикий мир, дикие животные. И только в такой природе, таких проблемных местах, тяжелых условиях жизни и могут формироваться сильные характеры. Мне кажется, что в идеальных условиях сильных людей очень сложно воспитать».
Дарья Патрина,корреспондент: «Насколько современный человек связан с природой? Вот когда мы теряем эту связь, теряем ли мы еще что-то?»
Владимир Битоков,режиссер: «Понятно, что житель Москвы или Санкт-Петербурга дальше от природы, чем житель Северного Кавказа. Так или иначе, у нас половина родственников живут в селах, и мы туда ездим на выходные, помогаем по хозяйству, убираем за коровами и так далее. В Петербурге этого, конечно, меньше. Все стараются перебраться в город. Все стараются стать юристами и экономистами, а на земле работать некому. Поэтому у нас огромные территории пустые стоят. И это, на мой взгляд, очень плохо. В итоге мы просто уничтожим собственную природу, и современный человек, мне кажется, не умеет находить какой-то консенсус с природой, с экологией, с окружающей средой. Мы ее бесконечно отравляем, уничтожаем, а взамен ничего не создаем».
Дарья Патрина,корреспондент: «Фильм снят на кабардинском языке, который, всем уже известно, вы не знаете. Как возникла эта идея, почему?»
Владимир Битоков,режиссер: «Несмотря на то, что я его не знаю, я считаю, что это мой родной язык. И я люблю звучание этого языка. Мне кажется, что кабардинский язык — это такая немножко музыка. И она тоже суровая, тоже подчас жестокая – даже в звучании вы слышите. Этот язык не предполагает каких-то нежностей, шепота или каких-то откровенностей. Это какой-то приказной, почти воинственный язык. Но он прекрасный, он очень сложный. Я никак не могу его выучить, но очень стараюсь».
Дарья Патрина,корреспондент: «Два года подряд ученики мастерской Александра Николаевича Сокурова получают официальное, большое признание. Что он с вами такого сделал?»
Владимир Битоков,режиссер: «Никаких рецептов не было, никто нас не учил, как получить «Кинотавр», попадать на другие фестивали. Нас учили любить свою профессию, нас учили относиться к этому ни как к искусству, мы относимся к этому как к профессии, ремеслу. У любого ремесла есть законы. Нас этим законам научили, нам привили любовь к литературе, нам привили любовь к классическому кино, нам привили любовь к живописи. И эта любовь в итоге как-то выявляется на экране. Наверное, это дает какой-то результат».