105 лет назад, в декабре 1913 года, в петербургском «Луна-Парке», сейчас на этом месте находится Концертный зал Мариинского театра, прошла чрезвычайная премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем». Это был не спектакль — сплошной скандал, в центре которого находился первый «Черный квадрат» Казимира Малевича. Прошло больше века. К чему привели идеи футуристов? Этими вопросами задался один из ведущих молодых композиторов России Илья Демуцкий. Сейчас он готовится к премьере — опера «Для «Черного квадрата» — это его оммаж произведению футуристов. Спектакль покажут в Новой Третьяковке уже в конце ноября, после чего он отправится в мировое турне. О событиях столетней давности вспоминают и в Государственном Эрмитаже, там открылась выставка, посвященная научной библиотеке музея. Лана Конокотина продолжит.
ЛАНА КОНОКОТИНА,корреспондент: «Выставка посвящена знаменательной дате – в этом году Научной библиотеке Эрмитажа исполняется ровно 100 лет! Большая часть знаменитого книгособрания была сформирована в самые первые годы после Октябрьской революции. Именно тогда были объединены в единое целое императорские библиотеки, книжные фонды дореволюционного Эрмитажа, а также многочисленные национализированные аристократические книжные коллекции».
На то, чтобы все эти поступления систематизировать, потребовались годы. Довольно много времени ушло и на то, чтобы приспособить предоставленный под библиотечные нужды Южный корпус Нового Эрмитажа. Для читателей библиотека открылась лишь в 1928 году.
ОЛЬГА ЗИМИНА,заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: «Выставка называется «Страницы истории» именно потому, что здесь представлены отдельные фрагменты, касающиеся важных рубежей, касающихся библиотеки, музея, страны, потому что национализация и революция коснулись всей страны. Репрессированные сотрудники Эрмитажа и то, что осталось в библиотеке от их деятельности научной, – это коснулось всей страны».
Самая пронзительная страница истории библиотеки — Великая Отечественная. Несмотря на то, что часть книг вместе с музейными фондами была эвакуирована в Свердловск, в блокадном Ленинграде библиотека не переставала работать. Ее сотрудники, едва живые от голода и холода, продолжали выполнять заявки, приносить книги в бомбоубежища. В итоге, именно научная деятельность помогла многим ученым выживать.
ОЛЬГА ЗИМИНА,заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: «В этой витрине мы показываем труды эрмитажников, которые воевали. Это фронтовики, это наши победители. У них разная у всех судьба. Вот две диссертации – это сотрудники Николай Николаевич Никулин и Борис Викторович Сапунов – люди, которые прошли всю войну. А вот эти мелкие работы – две – это всё что осталось от научных трудов сотрудников, потому что они погибли под Ленинградом в первый же год войны».
А вот уже витрина радостная, послевоенная. Маленькие выставочные каталоги напоминают о долгожданной реабилитации импрессионистов и постимпрессионистов, долгое время находившихся под цензурным запретом.
ОЛЬГА ЗИМИНА,заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: «Майоль… «Бестиарий»… Марке — это книги, которые нам дарила Лидия Делекторская, секретарь и друг Матисса».
Лихие 90-е на выставке представлены авторской книгой. Парадоксально, но в столь непростое время, когда закрывались крупнейшие типографии, высокохудожественная малотиражная библиофильская книга переживала свой наивысший расцвет.
Чего только не хранится в эрмитажной библиотеке. Помимо собственно книг, это и диссертации, и атласы, и альбомы, и марки, и газеты. Всего – уже более 800 тысяч единиц хранения, сопричастных судьбе музея, его сотрудников и всей страны.