В Петербург с гастролями приехал легендарный коллектив — Балет Игоря Моисеева. Ансамбль, переживший и своего создателя, и страну, в которой он появился, и даже ту повестку, из-за которой он был основан. Моисеев — создатель первого в мире профессионального ансамбля народного танца. В 1937 году фольклор — не просто достояние строителей коммунизма, а идеологическое оружие, наш ответ буржуазной культуре Запада. Оттого Моисеев позднее помогал в создании таких ансамблей в других странах соцлагеря. Сегодня реалии иные, но Балет Игоря Моисеева продолжает жить. Как он ищет своё место в современном танцевальном мире, расскажет Павел Богданов.
Жизнь после жизни. Наверно, так правильнее описать нынешний этап в истории ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Мэтра не стало в ноябре 2007 года, но масштаб потери ощущается до сих пор. И главное подтверждение этих слов — первая большая премьера хореографической картины «Танго Del Plata» состоялась только в нынешнем году — 11 лет спустя после ухода мастера. Причем ставила ее аргентинка Лауро Роатта. У нее давняя любовь к ансамблю Игоря Моисеева. Началось все больше сорока лет назад, когда студентка хореографического отделения пришла на одно выступление моисеевцев в Аргентине, а в итоге посмотрела все.
Продолжить работу ей удалось только через 30 лет. Условия были поистине спартанские: поставить танго Del Plata надо было за неполных четыре недели! При этом предстояло выполнить грандиозную задачу: по сути, научить танцовщиков по-новому двигаться, освоить новую хореографическую лексику. В итоге получился микс классического и современного танго и новых течений в танцевальном искусстве в целом.
Но основы моисеевской школы, где важны не только технические или артистические элементы, но и сюжетная составляющая, хореограф сохранила. Потому здесь есть связующий персонаж: Венусита — героиня из мифологии танго — обладает умением соединять и разъединять сердца людей. Именно истории любви, счастливые и не очень, «рассказывают» танцовщики.
Танго Del Plata лишь одна из частей программы, которую привез в Петербург, балет Игоря Моисеева. В остальном — это постановки самого мастера, которые в театре бережно хранят.
Не потерять свой хореографический язык, наследие Моисеева, и при этом оставаться в тренде современного танца — задача не из простых. Как ее решить, пока до конца, видимо, не понятно.