Новый музей блокады Ленинграда на Смольной набережной по-прежнему вызывает множество дискуссий. На этой неделе доработанный на бумаге вариант и 3D модель представили общественникам и журналистам.
Окончательно проект со всей документацией будет готов к лету 2019 года и обойдется в 300 миллионов рублей, а само строительство, по предварительным подсчетам, в 6 миллиардов.
АЛЕКСАНДР БУРЕНИН,корреспондент: «Сейчас на месте, где возведут музей, все тот же сквер с символическим закладным камнем. Новый музейный комплекс до сих пор на бумаге или в 3D-композициях. Точного срока открытия теперь никто не называет. Говоря о времени, просто подчеркивают, что лучше его не терять».
Во время пресс-конференции этот тезис подтверждают. Некоторые уверены: в обсуждениях в принципе можно утонуть, так и нечего и не построив.
Подготовка документов — это ещё полгода. За это время, по словам архитектора, важно точно объяснить людям, что это будет за здание.
НИКИТА ЯВЕЙН,архитектор: «Сейчас много каких-то рассказов и комментариев. И я бы не хотел, чтобы была ситуация «я не читал и я против» или «я не читал и я за». Поэтому нужно все же посмотреть тот промежуточный вариант».
Интересно, но спустя два дня на Культурном форуме, скорее всего сам того не зная, по этой схеме отвечает на вопрос о новом музее Владимир Мединский. Попутно советует ситуацию не нагнетать.
— Я не видел проект, не могу комментировать.
— Ну, в интернете очень много картинок.
— А вы поменьше смотрите интернет по утрам. Мало ли, какие-там картинки. Нет, я проекта не видел.
Повторимся, Сегодня точно известно лишь место: возводить будут на Смольной Набережной. Особое внимание в итоговом проекте обратят на транспортную сеть. Ведь здесь тот случай, когда это центр, но от центра далеко.
Метро «Чернышевская» пешком в нескольких километрах, автобусы не доезжают. У комплекса предусмотрят парковку и варианты подъездов. К тому же, строить нужно с учетом возможного появления Орловского тоннеля, чтобы коммуникации объектов не мешали друг другу.
Стилистически музей блокады будет символизировать город, окруженный вражеским кольцом, и город, который нашел возможность вырваться и выжить. При этом обещают, что 1944 годом экспозиция не закончится, восстановлению Ленинграда также уделят внимание.
Это вообще главная задача: собрать в одном месте всю историю тех страшных дней.
МИЛЕНА ТРЕТЬЯКОВА,заместитель генерального директора центра выставочных и музейных проектов: «Более 120 выставок и экспозиций рассказывают о блокаде. При этом они вынуждены рассказывать шаблонную историю без памятных дат. При этом ряд блокадных выставок и вовсе ведут волонтеры».
Кадры блокадной хроники для зрителей навсегда останутся черно-белыми. И навсегда в памяти блокадников они застыли яркими и пугающими эпизодами.
ИСААК ШТОКБАНТ,народный артист России, основатель и художественный руководитель театра «Буфф»: «Моему дедушке было 54-ре, он умер голодной смертью И его просто завернули в простыню и вынесли на улицу. Где он похоронен, я даже не знаю».
Исаак Штокбант был 15-летним мальчишкой когда началась война, в 1944-м сообщение о победе застало его в Австрии, командиром взвода. Говорит: ворошить прошлое не очень хочется, слова всё равно не передадут того состояния. Но подобные площадки нужны следующим поколениям.
ИСААК ШТОКБАНТ,народный артист России, основатель и художественный руководитель театра «Буфф»: «Это живет в моём сердце в душе и уйдет со мной. А вот для молодых людей, кто живет после нас, я считаю это очень важно».
Даже на презентацию проекта в зал попали не все, а кто пришел за 10 минут до начала, наблюдал стоя. Собравшиеся перешептывались, К музею выстроилась очередь задолго до его открытия.
Собственно, никакого 100% одобрения не было, вопросы остались. Как не лишнее напоминание авторам: бывают моменты, когда у тебя нет права на ошибку.